Москальчук Светлана
Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание дошкольников — актуальная задача, стоящая перед педагогами и родителями воспитанников.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве и формируется в ребёнке постепенно в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Одним из эффективных средств решения задач патриотического воспитания дошкольников являются занятия физкультурой и спортом.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Формирование патриотических чувств осуществляется в процессе использования различных форм и методов совместной деятельности с детьми: на физкультурных занятиях; в процессе физкультурно – оздоровительных мероприятий в режиме дня: на утренней гимнастике, во время физминуток, в подвижных играх и др. ; во время прогулок, экскурсий, туристических походов; при проведении спортивных и фольклорных праздников, а также мероприятий, посвященных родному городу; во время военно-патриотических досугов при знакомстве детей с различными видами спорта и выдающимися спортсменами нашей страны и края.
Одним из эффективных средств формирования начал патриотизма являются народные подвижные игры.
Народные игры, считалки, заклички формируют у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю. Знакомить детей с русско-народной подвижной игрой можно начинать ещё с младшего дошкольного возраста. Важно заострить внимание детей к игре, привить желание играть. Для этого есть простые игры типа: «Карусели», «Зайка серенький», «Хоровод», «Пузырь…». В старшем возрасте дети уже сами могут проводить простые игры без помощи взрослого: «Золотые ворота», «Платочек», «Горелки», «Баба-яга», «Пятнашки» и др.
Игры - ловишки. Это игры, в которых воспитываются такие психофизические качества как, ловкость, быстрота, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве. К таким играм относятся: «Колдуны», «Хвост и голова», «Горячее место», «Капканы» и др.
Игры - забавы. В этих играх необходимо проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этим играм относятся : «Земля-Вода-Небо», «Бабки», «Городки», «Горелки», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», «Котлы», «Ляпка», «Пятнашки», «Платочек-летуночек», «Считалки», «Третий – лишний», «Чижик», «Чехарда», «Кашевары», «Отгадай, чей голосок», «Веревочка под ногами» и др.
Фольклорные хороводные игры. Это целый ряд детских игр, который основан на соединении песни с движением. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой. К таким играм относятся: «Где был, Иванушка?», «Берёзка», «Гуси и волк», «Колпачок (паучок)» и другие.
Праздник «День защитника Отечества» в детском саду как средство патриотического воспитания дошкольников.
Есть праздники, которые сплачивают весь народ, которые являются частью нашей культуры, посредством которых передаются традиции от поколения к поколению. Праздник 23 февраля – хороший повод для воспитания у дошкольников чувства сопричастности к лучшим традициям своей Родины, формирования у детей гордости за славных защитников Отечества, стоящих на страже мира и покоя. В нашем детском саду ежегодно проводятся спортивные досуги, посвященные 23 февраля, в которых принимают участие папы, дедушки, старшие братья. Совместные праздники способствуют сближению детей и родителей, воспитывают у детей чувство гордости за своих близких, вызывают у них желание подражать папам, быть такими же мужественными и смелыми, сильными и выносливыми.
Семейные спортивные праздники как средство формирования патриотических чувств у детей.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к ближайшему окружению – детскому саду. Духовному единению детей и родителей, детей и педагогов способствует проведение ежегодных спортивных районных соревнований «Мама, папа, я – спортивная семья».Во время проведения физкультурных праздников и развлечений решается много задач воспитания и обучения. Совершенствуются двигательные умения и навыки, формируются физические качества. Немаловажное значение имеет активное участие родителей, как в подготовке, так и в проведении таких праздников. Родители сами могут выступить в роли тренера и наставника. Благодаря этому ребенок чувствует поддержку родного человека, возникает чувство гордости за своих родных. Семейные спортивные соревнования оставляют эмоциональный отклик в душе каждого ребенка. Когда папа рядом и он герой, ребенок гордится им и хочет быть на него похож — это яркий момент воспитания патриотических чувств, который малыш запомнит навсегда.
День космонавтики - праздник особой гордости нашего народа - имеет большое значение в воспитании патриотизма.
12 апреля – памятная дата для всех нас. Апрельским утром на корабле «Восток-1» первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос. Это настоящий личный подвиг для человека, истинное проявление патриотизма – любовь и преданность своей Родине. В нашем детском саду стало традицией проводить спортивные досуги, посвященные Дню космонавтики. Через подвижные игры и эстафеты расширяется детское представление о космосе и космонавтах. Нужно сделать так, чтобы наши дети гордились героями нашей страны и покорителями космоса.
Сильнейшим фактором в воспитании нравственно-патриотических чувств и гордости за Родину, являются достижения и победы наших спортсменов на соревнованиях международного уровня.
«Все знают, какие сильные патриотические чувства вызывают у нас победы наших спортсменов на Олимпиадах, на Паралимпийских играх и на других крупнейших соревнованиях. В этом смысле спорт, безусловно, является одним из важнейших факторов, способствующих воспитанию патриотизма». В. В. Путин.
Таким образом, одним из эффективных средств решения задач патриотического воспитания у детей дошкольного возраста является физическое воспитание и занятия физической культурой. Формирование патриотических чувств в процессе физического воспитания осуществляется с помощью различных форм и методов работы: занятия, праздники и досуги, подвижные игры, эстафеты и развлечения. Большая роль в организации работы должна отводиться взаимодействию с семьей, семейным традициям и праздникам. Патриотические чувства у дошкольников — это результат целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей, их личного примера.