Наталья Кононцева
Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание дошкольников
В основе концепции системы по патриотическому воспитанию детей лежат идеи народности и гражданственности; идеи патриотизма, интернационализма, познавательный аспект патриотического воспитания.
Проблема патриотизма в современном мире актуальна и сложна.
Публикация «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
Патриотизм – это привязанность, преданность, ответственность по отношению к своему Отечеству, малой Родине, стремление служить его интересам и готовность к его защите, вплоть до самопожертвования.
Он проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи, уважении к истории, народной памяти, традициям.
Патриотическое воспитание является составной частью общего воспитанного процесса, предполагает гармоничное развитие ребенка, начиная с младенческого возраста: моральное, идейное, гражданское, умственное, творческое, трудовое, эстетическое, эмоциональное, физическое совершенство.
Основной целью концепции патриотического воспитания в МБДОУ является создание условий для становления основ патриотического сознания детей.
Работа по патриотическому воспитанию включает в себя целый комплекс задач:
1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родном дому, детском саду, родной улице, городу;
2. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
3. Воспитание уважения к труду людей;
4. Развитие интереса к народным традициям и промыслам;
5. Формирование элементарных знаний о правах человека;
6. Расширение представлений о Родине, ее столице;
7. Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
8. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
9. Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности (на занятиях, в играх, в обычных режимных моментах).
Основные принципы концепции системы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста :
* «От близкого к далекому» (мой дом – моя улица – мой город – моя страна моя планета);
* «От общего к частному», где каждое честное выступает перед ребенком как проявление чего-то общего;
* Опора на опыт самих детей, реальные их дела, события в семье, в детском саду, городе, стране;
* взаимодействие с семьей.
Решение поставленных задач позволяет педагогам достичь планируемого результата:
* ребенок имеет определенные знания о родной стране, крае, городе, знает флаг, герб, историю, испытывает уважение, любовь к стране, городу, родителям, близким ему людям;
* ребенок проявляет желание трудиться на благо семьи, детского сада, города.
* родители активные участники образовательного процесса;
Система по патриотическому воспитанию в МБДОУ строится последовательно, начиная с младшего возраста с поэтапным усложнением в соответствии с опытом детей, с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку.
I – «Мое имя»;
II — «Вместе дружная семья» (семья, детский сад);
III – «Моя малая Родина» (город, микрорайон);
IV – «Широка страна моя родная».
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Шоферы», «Больница», «Библиотека», «Парикмахерская», «Магазин», игра-викторина «Знаешь ли ты город Донецк?». «Профессии наших родителей».
Социальные игры Беседа: «Мой город», «Улицы нашего города», «Основы избирательного права», «Памятники города».
Экскурсии: по улицам города, библиотеку, к памятникам, музей. Акция «Просто так». Беседы по итогам экскурсии.
Речь и речевое общение, худ. литература Словесная копилка. Игра – упражнение: «Я начну, а ты продолжи». Чтение стихотворений, очерков о городе Донецк.
Изобразительная деятельность Лепка: «Мои друзья». Аппликация: «Мой город», «Зимний лес». Изготовление открытки для родителей на презентацию проекта.
Конструирование: «Карта. Путешествие по родному городу». Коллекция «Уголь – черное золото Донбасса»
Развивающие игры д/ и: «Путешествие по г. Березовскому», «Собери из частей целое», «Интервью», «Я –фотограф».
Трудовая деятельность Коллективный труд по уборке групповой комнаты, украшение групповых комнат к празднику. Помощь взрослым на участке по созданию снежных построек.
Способы достижения целей работы
патриотическому воспитанию дошкольников
Методические подходы к реализации основных принципов работы :
осознание своего «Я»;
отождествление себя с другим человеком, группой людей;
формирование чувства собственного достоинства;
формирование чувства сострадания, сочувствия, способности встать на точку зрения другого;
осознание смысла знака и символа, отражающего значение герба города, страны;
формирование чувства гордости за свой город, свою страну;
формирование чувства сопричастности к важным происходящим событиям в городе, стране.
Средства реализации основных принципов работы :
* устное народное творчество;
* декоративно – прикладное искусство;
* музыка;
*художественная литература;
* игра;
* самостоятельная детская деятельность.
Условиями реализации основных принципов работы являются :
комплексный подход;
знание педагогом культуры истории и культуры своего народа;
правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);
тематическое построение материала;
взаимодействие детского сада и семьи.
Этапы реализации.
I блок — «Здравствуй, это Я!» — младший возраст;
II блок – «Вместе дружная семья» — средний возраст;
III блок — «Моя малая родина» -старший возраст (старшая группа);
IV блок — «Широка страна моя родная» — старший возраст (подгот. к школе группа).
Цель работы с детьми младшего возраста – помочь осознать собственную индивидуальность. Понять собственную значимость.
Формы работы :
составление эссе «Мое имя» (маленький рассказ родителей о своем ребенке) с использованием фото, рисунков ребенка.
д/ игра: «Как тебя зовут», «Позови друга»;
коллаж: «Это я» (от рождения до настоящего дня).
Цель работы с детьми среднего возраста – помочь ребенку понять историю своей семьи, ознакомить с понятием семья.
Формы работы :
уголок уединения, который оформляется в спальной комнате, где ребенок может на некоторое время уединиться с фото своих родителей, близких и отгородится от активной деятельности.
В групповых комнатах уголок «Моя семья», где размещаются альбомы с фотографиями, эссе;
Макет «Мой детский сад» (детский сад с прилегающими улицами).
Цель работы с детьми старшей группы – ознакомление с родным краем, воспитание чувства любви, гордости, уважения к родному краю, городу; продолжать начатую работу о знакомстве с семьей.
Формы работы :
эссе о природе, профессиях родителей;
альбомы с изображением экскурсий по интересным местам города;
макет: «Природа родного края»;
экскурсия в музей.
Цель работы с детьми подготовительной к школе группы – дать знания о том, что мы живем в России, ознакомить детей с государственной символикой.
Формы работы :
генеалогическое дерево – совместная работа детей и родителей по изображению родословной семьи;
карта города. На карте воспитатель вместе с детьми указывает кружочками исторические места и достопримечательности Донецка;
экскурсии в исторический музей;
участие в конкурсе плакатов.
Родители- активные участники в формировании у детей нравственных основ, в воспитании и уважении к близким людям, малой родине, уважении к традициям своего народа.