Марина Сорокина
Патриотическое воспитание детей средней группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к родному краю, родной
культуре, родной речи начинается
с малого-с любви к своей семье, к
своему дому, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта
любовь переходит в любовь к
Родине, её истории, прошлому и
настоящему, ко всему
человечеству»
Д. С. Лихачёв
В настоящее время, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном возрасте очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности.
Публикация «Патриотическое воспитание детей средней группы детского сада» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Средняя группа
- Темочки
Изучив методическую литературу по патриотическому воспитанию, я отметила, что патриотизмом является чувство любви к Родине, чувства долга к ней, готовность в любой момент встать на защиту своей страны. Дом и семья – важнейший институт, оказывающий помощь ребенку в привитии теплых чувств к Родине. Многие родители не задумываются о таком направлении в развитии ребенка, поэтому, просветить и дать ценные советы по воспитанию патриотизма в дошкольниках является задачей воспитателя.
Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно-образовательного процесса необходимо основательный, теоретический и практический багаж.
Конечно, начинала работу по гражданско-патриотическому воспитанию с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Старалась, чтобы каждый день ребёнка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детском саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.
Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному краю.
Для достижения данной цели определила следующие задачи:
1. Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям.
2. Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки.
3. Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны, основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т. д.)
Для расширения возможности познать свой родной край и свою Родину, в группе создала центр патриотического воспитания. Для детей обеспечен свободный доступ к центру, среда в нем разнообразна.
Опираясь на принцип «от близкого к далёкому» в нашем патриотическом центре работа ведё тся по следующим направлениям: моя семья, мой город, моя страна.
Раздел моя семья помогает воспитывать уважительные чувства к родной семье, семейным традициями, с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками. Благодаря родителям, был собран фотоальбом с семейными фотографиями, который ребёнок в любой момент может индивидуально, либо небольшой подгруппой посмотреть, рассказать о событии, которые запечатлены на фото и о членах семьи, изображенных на фото. Так же, создана папка «Герб семьи» и «Древо семьи», ведь так важно чтобы дети знали главные ценности семьи и самых близких родственников.
Раздел Мой город знакомит детей со своей малой родиной, с символикой города и области, размещены фотографии города и его достопримечательностей, создан макет «Знаменитости города Волгограда», на котором размещены и земляки- певцы, композиторы, спортсмены, актеры и т. д. (И. Дубцова, А. Пахмутова, Е. Степаненко, Е. Исинбаева, Е. Плющенко и. д.) . Наглядным материалом служат альбомы с информацией доступной для детей и фотографиями по Волгоградской области: «Музеи», «Полезные ископаемые», «Народное достояние», «Народные промыслы», «Казачество» и т. д.
Рассказывая о городе невозможно не вспомнить о героическом прошлом. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, я прививаю детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подвожу ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Совместно с семьями воспитанников собраны книги о героях, папки иллюстрации ВОВ, имеются военные атрибуты. Был создан макет «Сталинградская битва». Для знакомства детей с военной техникой собран «Парад военной техники», на котором присутствовали модели воздушной, наземной, водной и подводной техники, принявшей участие в ВОВ, а также военные профессии (бумажные куклы на подставке, имеется военная форма и атрибуты для сюжетно ролевых игр.
Ярким пятном центра патриотического воспитания является Раздел МОЯ страна, на котором изображена белоствольная береза над которой порхает голубь мира а под ветвями расположена символика нашей страны. Здесь же размещены народные символы России матрешка, самовар и русские народные промыслы гжель, хохлома, городец, дымка. Так же была приобретена карта нашей страны, где в доступной форме для детей показаны, природные зоны, народы в национальных костюмах, где обитают те или иные животные, растения и полезные ископаемые.
Знакомя детей с родной страной, я расширяю их представления о значении государственных символах России. Воспитываю уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомлю детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. Формирую представления о том, что России – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, для этого был создан макет «Народы России».У детей развиваю основы гражданско-патриотических чувств : любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины.
Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички - все это Родина.
Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Вот поэтому, передо мной стоит ответственная задача – научить детей с детства любить природу, любить Родину.
В процессе прогулки я старалась прививать детям любовь к родной природе, закреплять знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, формировать чувство ответственности за сохранение природы родного края. Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети рисуют в свободной деятельности и непосредственно-образовательной. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепит знания и впечатления.
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа. Приобщаю детей и к культуре своего народа (русские народные праздники, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. С младенчества ребенок слышит родную речь. Даю детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки. Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаю их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борятся за справедливость, как спасают друг друга. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является труд. Приобщая их к труду, формирую ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях: «Поможем птицам зимой», «Утеплим деревья»,. Постепенно от прогулки, от беседы и чтения книги, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины. Все это закладывает у детей первые основы патриотизма. Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.
Ведётся большая работа с родителями, для них созданы консультации, папки передвижки, буклеты на тему:
«Как воспитать маленького патриота»
«Народные традиции в воспитании детей»
«Как рассказать о Дне Победы» и т. д.
Всё больше и больше родителей со своими детьми принимают участие в шествии «Бессмертного полка».
Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольника будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно - нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.
Наш центр патриотического воспитания занял первое место в детском саду среди средних и младших групп.