Наталья
Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
Аннотация.
В статье дается описание системы работы педагогов средней группы ДОО и семей воспитанников по ознакомлению детей с 75-летием праздника Победы, с историей Великой Отечественной войны, представлен наш опыт взаимодействия с родителями в рамках очень тяжёлой и несомненно важной для подрастающего поколения темы.
Публикация «Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Приближается великий и светлый праздник — День Победы! Праздник, который отмечают миллионы людей по всему миру. Дорогая цена у этого праздника — жертвы фашизма, слезы жен, матерей и детей. Наши деды и прадеды смогли выстоять и победить в самой жестокой войне, остановить беду, грозившую всему миру — фашизм.
Каждый раз, когда приближается 9 Мая, родители и педагоги задумываются, как рассказать ребёнку о Великой Отечественной войне так, чтобы сформировать у него адекватное отношение к этой теме. Праздник Победы — хороший повод рассказать детям о войне.
Каждый год наша Родина погружается в атмосферу единства и сплоченности. Чувство уважения к этой дате должно воспитываться с раннего детства.
Эта работа должна начинаться в семье. И вот перед родителями встает важная и трудная задача: как объяснить дошкольнику, что такое Великая Отечественная война и почему ее окончание празднуется уже 75 лет?
Для современных молодых родителей годы с 1941 по 1945 — это время, которое у многих забрало бабушек, дедушек, прабабушек или прадедушек. В народе жива память о своих героях. И не стоит откладывать разговоры на тему войны до возраста, когда ребенок сам может спросить. Дети видят и понимают больше, чем нам кажется. Тем более не следует отказывать ребенку в разговоре о войне, если он спрашивает об этом сам.
Есть мнение, что детям до определённого возраста лучше совсем не знать о том, что в мире есть война, кровопролитие, страдание, якобы это поможет молодому поколению вырасти без травм и склонности к насилию. С психологической точки зрения, уверенность человека базируется на знании о своих корнях. Всё, что происходило до нас, имеет в нашей жизни огромное значение.
Сейчас в большинстве семей память о предках как раз и сохранилась максимум до поколения дедов и прадедов, участвовавших в ВОВ. Для многих современных детей знание, что прадедушка воевал, защищал Родину — повод гордиться своими корнями.
Другой аспект темы Великой Отечественной войны — её жестокость и трагизм, смерть миллионов людей, ужасы пожаров, бомбёжек и голода. Если мы хотим, чтобы этого никогда не повторилось, наши дети должны знать правду. Конечно, подавать её надо с учётом возраста собеседника.
Осветить тему ВОВ за одну-две беседы невозможно. Беседы должны проходить систематически, например, в течение месяца до и после Дня Победы. И конечно, можно разговаривать об этом в течение всего года.
Во времена нашего советского детства патриотическое воспитание было основой развития молодёжи. Сейчас мы не будем думать, насколько это было верно и как именно это подавалось. Но в этом нет ничего предосудительного. У детей обязательно должны быть герои и идеалы. И лучше, чтобы это были реальные люди, которыми действительно можно гордиться.
В нашем детстве главный упор был на литературу, кино и музыку, посещение музеев и мемориалов. Детям проще воспринимать информацию наглядно. Поэтому надо говорить с ребенком, когда вместе смотрите фильмы о войне, в которых рассказывается о подвигах детей на фронте, о борьбе за жизнь во время блокады Ленинграда и о помощи взрослым в тылу.
Родители, которые вместе с детьми посмотрят эти фильмы, (а некоторые сняты в военное время, сумеют окунуться в то лихое время, ощутят дыхание времени, переживут вместе с героями боль, гнев, отчаяние, восторг, чувство любви ко всему живому и настоящему. Например, потрясающий фильм "Жила-была девочка" (1944). История выживания двух маленьких блокадниц. При работе над фильмом его создатели отважились снимать некоторые эпизоды фильма в осажденном немцами Ленинграде. Я думаю, после совместного просмотра будет тема для обсуждения и беседы.
Ещё один способ рассказать о Великой Отечественной войне — чтение художественных книг на военную тематику. Книги о войне для детей и подростков способны научить маленьких читателей ценить то, что есть в их жизни. Самыми интересными всегда были те, где главные герои — их сверстники. Это истории о жизни ребят, которые становились сиротами, попадали в плен, голодали, выживали, брали в руки оружие, защищали своих матерей и сестёр.
Совместное прослушивание музыкальных произведений с детьми не только программных, но и любимых в семье, также служит патриотическому воспитанию.
Как вы видите, детей можно приобщать к изучению Великой Отечественной войны разными способами. Хорошо, если есть возможность посетить с ребенком музей, где есть зал, посвященный военной тематике: окунуться в историю тех времен, послушать лекцию экскурсовода, увидеть реальные вещи того времени, услышать звуки патефона.
Необходимо посетить военные памятники и мемориалы павшим солдатам, возложить цветы вместе с ребенком на их могилы.
Обязательно нужно принять участие в параде Победы 9 мая; увидеть салют; сделать с детьми поделки к празднику Победы для ветерана, подарить цветы героям.
Можно попросить бабушек и дедушек, родившихся в военные или послевоенные годы, рассказать о своих воспоминаниях из детства, показать награды своих родственников в войне, показать фронтовые письма, фотокарточки, если они сохранились. Прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки… никто лучше них о войне не скажет.
Пусть дедушка, которого ребенок никогда не видел, станет для него родным человеком. Расскажите о нём, покажите фронтовые фотографии деда, на которых он красив и молод. Пусть девочка захочет быть похожей на свою красавицу бабушку! Как правило, дети очень любят слушать такие рассказы, постоянно возвращаются к ним, просят вспомнить детали.
День Победы в детском саду – это праздник мира, дань мужеству и героизму советских солдат в борьбе с фашизмом, это уважение и почет ветеранам, обращение к героическим страницам истории.
Мы в нашем детском саду активно готовимся к этой юбилейной дате.
Запланировали проект «Стена Памяти» - создание памятной мемориальной экспозиции, с фотографиями участников Великой Отечественной войны и краткими сведениями о них. Также в планах тематически оформить участок территории, создать оригинальный цветник (клумбу в виде звезды).
Чтобы пробудить в детях интерес к теме войны, Победы, родители оформили лэпбук «День Победы» и «Сундучок знаний о ВОВ» с фото военных лет, с карточками-беседами, иллюстрациями и портретами пионеров-героев, оружием ВОВ, военной техники и пр. Туда же добавили все конкурсные работы «Нижний Новгород — город трудовой доблести». Пособия очень ценны при проведении бесед и занятий (их автор - мама воспитанницы и по совместительству старший воспитатель нашей ДОО).
В нашей группе ко Дню Победы с детьми мы проводили разные тематические беседы (например, «Дети войны», «Военная техника», «Города-герои» и пр., рассматривали иллюстрации, читали, учили стихи, прослушивали песни.
Эту работу начали задолго, проводя подготовку к 23 февраля, мы говорили об армии, о воинах, о родах войск. Узнали, кто такие защитники Отечества. Почти параллельно участвовали в голосовании «Нижний Новгород — город трудовой доблести», конкурсе детских рисунков по этой теме. Совместно с родителями говорили о вкладе города Горький в достижение Победы в годы Великой Отечественной войны. Провели и беседы о малой родине и Отечестве, работе в тылу врага, вкладе горьковчан в Победу. Т-34, самоходка, самолеты…Теперь это музей под открытым небом. После ознакомления – творческая реализация: дети рисовали салют, конструировали и лепили военную технику.
В центре книги в группе устроили выставку литературы на военную тематику. Самой большой популярностью пользуется современная военная энциклопедия. А наш музыкальный руководитель помогла подобрать ко Дню Победы музыку и песни военных лет, которые мы разместили в музыкальном центре. Это помогает детям эмоционально погрузиться в то время, прочувствовать атмосферу.
Многие дети с родителями посетили в Кремле выставку оружия, выпускаемого в Горьком во время ВОВ, побывали в Парке Победы. Как живо и эмоционально потом мальчишки объясняли девочкам, как правильно лепить самолет. Это легко сделать, если ты сидел почти за штурвалом! Девочкам понравилась мозаика на стене Кремля, и мы делали коллаж.
Живо откликнулись родители на проводимый в городе фестиваль «Белый журавль», где дети выступали в номинациях «Художественное слово», «Вокал», «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство», «Литературно-музыкальные композиции», «Семейное художественное творчество». Педагоги помогли с выбором репертуара и костюмов, репетировали и готовили к первому выступлению. В итоге у нас 4 дипломированных конкурсанта: Соня, Рая, Аня и Семен.
Настя с родителями положили начало Стене памяти в нашей группе, и мы услышали рассказ 5 летней девочки о своем прадеде, а родители Вани принесли технику почти военных лет, и мы провели беседу о том, как в войну фотографировали и снимали кино.
Во время карантина работу продолжили родители, с методической поддержкой педагогов. Была проведена консультация «Расскажите ребенку о войне», даны списки книг, фильмов и музыкальных произведений. Конкурс семейных творческих работ «Этот День Победы!» провели дистанционно, он позволил родителям и детям проявить свое творчество и сделать интересную работу.
Также совместно с родителями мы планировали принять участие в акции «Сирень Победы», в городском шествии Бессмертного полка. Родители наших воспитанников 9 мая собирались пройти семьями по центральной улице города с портретами участников войны. В детском саду мы планировали провести свой праздник, посвящённый 9 мая. Карантин нарушил наши планы, но мы не отказываемся от своих идей и не расстраиваемся, всё еще впереди!
Уважаемые педагоги и родители! Обязательно рассказывайте детям о Великой Отечественной войне, о Великой Победе! Мы не можем допустить того, чтобы наши дети не знали о войне и её героях. Дети должны знать и ценить то, что мы сейчас живем в мире, живём без войны; они обязаны чтить подвиг дедов и прадедов, понимать, как тяжело далась Победа, как отважно защищали свою Родину наши предки. Наши дети должны помнить… Тогда люди, вернувшие мир, всегда будут живы. Тогда всё это будет не напрасно. И главное – тогда гораздо меньше будет детей, которые вырастут жестокими.
Библиографический список:
1. Веракса Н. Е. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 352с.
2. Антонов Ю. А. «Великой Победе посвящается»/ Антонов Ю. А. – М. ; ТЦ Сфера, 2010. 128с. – (Библиотека воспитателя).
3. Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа»/ Дыбина О. В. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 96с.
4. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет. Методическое пособие для воспитателей и педагогов»
5. Интернет ресурсы: https: //www.youtube.com/ и др.