Елена Сорокина
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Педагогический проект «Люблю берёзку русскую»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Педагогический проект «Люблю берёзку русскую»
Заключение
Литература
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Ты до того, берёзонька, красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я немыслим без твоей красы.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Участники проекта : дети, воспитатель и родители, библиотекарь.
Публикация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, Педагогический проект „Люблю берёзку русскую“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Темочки
Актуальность: Однажды когда мы с ребятами рассматривали деревья на участке нашего детского сада. Один ребенок спросил меня: «А почему около нашего детского сада так много берез?» Я ответила, что берез много не только около нашего сада, но и во всей России. Мой ответ еще больше удивил ребенка, и тогда я предложила детям заняться исследовательской работой. Узнать, почему же так любит русский народ березку.
Учитывая интерес детей и то, что береза распространена в нашем крае, я решила выбрать проект о березе, с целью углубления естественнонаучных знаний детей о березе, привлечения знаний детей не по одному предмету, а из разных областей, развитие их творческого мышления, исследовательских навыков и практической жизни.
Цель:
Развитие патриотических чувств у детей 4-5 лет в процессе проектной деятельности.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования.
2. Составить план реализации проекта «Люблю берёзку русскую».
3. Подготовить и реализовать проект «Люблю берёзку русскую»
Проблемные вопросы: Откуда берёза получила своё название? Как относились к берёзе в старину? Почему берёза так любима русским народом?
План работы:
Поиск информации по теме в библиотеке - воспитатель. Оформление сборника произведений о берёзе. Выполнение творческих работ (рисунки, поделки) – дети, родители. Оформление выставки работ. Подготовка презентации, защита проекта – литературный час «Русская красавица»
Содержание воспитательного процесса осуществляется в следующих формах:
Этапы проекта
1 этап - подготовительный
• составление паспорта проекта
• встреча с родителями: формирование творческой группы
• подбор детской художественной литературы для чтения, заучивания наизусть
• подбор музыкального материала для ознакомления и разучивания
• подбор сюжетных картинок и иллюстраций
• работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
• подбор дидактических игр.
• подготовка к экскурсии (осмотр местности).
• подготовка папки-передвижки о лечебных свойствах берёзы «целебное лукошко».
2 этап:
Познание:
1. Наблюдение на прогулке «встреча с русской красавицей»
2. Беседа «народная любимица - береза»
4. «Русская душа березы» - легенды и мифы о березе
5. «Домашний доктор» - о лекарственных свойствах березы
6. «Воспетое дерево» - сочиняли стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздники на Руси
Коммуникация:
1. Беседа: «Что я знаю о березе»
2. Целительные свойства березы
Чтение:
1. Прокофьева А. «Люблю березку русскую»
2. Смирнова Л. М. «Песнь о березе»
3. Токмакова И. «Береза»
Заучивание наизусть С. Есенина «Белая береза» и П. Воронько «Береза»
Художественное творчество:
1. Лепка «Березка» - пластилинография.
2. Рисование «белая береза» используя различные техники.
3. Аппликация «Красавица березка» - квилинг, использование шерстяных ниток.
4. Оформление уголка «наше творчество» - «Береза символ России».
Исследовательская деятельность:
«Научная экспедиция для обследования березы»
Опыты: «Клейкие листочки», «Этот удивительный запах».
Игровая деятельность:
Сюжетно ролевая игра «Путешествие в березовую рощу»
Дидактические игры «Что есть у березы?», «Как можно назвать березу», «С какого дерева листок», игры по модели строения березы.
Подвижные игры: «Беги к березе», «Венок из березы», «Кто быстрее соберет березовые почки»
Музыкально - художественная:
Прослушивание песен: «Ах, ты, береза» Раухвергера, р. н. п. «Во поле березка стояла», «Ой да у дороженьки березка»
Трудовая деятельность:
Акция «Посади березку на своем участке»
Здоровье:
Беседы: «О лекарственных свойствах березы», «О пользе березового сока»
Познакомить детей с народными средствами лечения и профилактики болезней с помощью коры, листьев, сока и почек березы.
Перед родителями ставили цели:
1. Собрать материалы о березе.
2. Узнать, как используют березы в быту и медицине, в промышленности.
3. Сделать подборку репродукций картин с изображением берез, «Какие разные березы».
4. «Наш воскресный выходной» - экскурсия семьи в березовую рощу.
5. Изготовление русских костюмов для итогового мероприятия «Люблю березку русскую».
3 этап - заключительный
• проведение итогового мероприятия «люблю березку русскую».
• вернисаж детских рисунков.
• фотоколлаж семейной экскурсии в березовую рощу.
Мы очень надеемся, что проведенная работа поможет детям испытать любовь к родной стране гордость и уважения за свою нацию русскую культуру, традиции, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Где бы ни росла, береза - всюду она приносит людям радость и свет. Береза символ России нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, и вечна наша родная земля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Проект «Люблю берёзку русскую» проводится в группе в течение 2-х недель. В нем приняли участие 20 воспитанников и их родителей.
Проектный метод убедил нас, что организация работы ДОУ по патриотическому воспитанию может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату, способствует воспитанию патриотических чувств у маленьких граждан. У наших воспитанников повысился уровень интереса и желания заниматься проектной деятельностью.
Поставленная цель и задачи проекта выполнены. Работа над проектом была интересной, динамичной, увлекательной и познавательной.
Отношение детей и их родителей к проблеме патриотического воспитания дошкольников стало более осознанно.
Академик Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитывать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке.
Мы сделали вывод, что для русского человека нет роднее и любимее дерева, чем белоствольная береза. О ней поют песни, складывают сказки, пишут стихи. Где бы ни росла берёзка, всюду она приносит людям радость и свет. Любит наш народ свою зелёную красавицу и за красоту, и за пользу, которую она приносит. Вот почему нет для россиян более любимого и прекрасного дерева, чем берёза. Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!