Светлана Мачнева
Познавательно — исследовательская деятельность для детей среднего возраста «Люблю берёзку русскую»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия:
Приобщить детей к истокам русской народной культуры, расширять представления о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о значении её в жизни человека, её взаимосвязи с окружающей средой, знакомство со стихами, песнями, загадками о берёзе, развитие у детей познавательной активности, активизации и обогащение словаря, воспитание любви к русской природе, бережного отношения к ней.
Организация развивающей среды:
- костюм берёзки
- гуашь, листы бумаги с изображением берёзы без листва
- влажные салфетки
- иллюстрации с изображением берёзы в разное время года
Ход занятия:
Публикация «Познавательно — исследовательская деятельность для детей среднего возраста „Люблю берёзку русскую“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
(дети стоят в кругу)
Воспитатель: Отгадайте загадку: "Какое дерево носит серёжки?" (берёза)
Девочка:
Здравствуйте, ребята!
Я берёзка русская,
То светлая, то грустная.
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках.
Ребята, расскажите, кто что-нибудь обо мне, и я за это подарю вам свои листочки.
Дети: Берёзку можно встретить в лесу и в поле. Она украшает городские парки. Цветёт берёза в апреле - весной. Семена берёзки называют "серёжками".
Воспитатель: Давным-давно родилась берёза в России, и полюбил её народ за красоту. На Руси все девушки носили длинную русскую косу и вплетали туда ленточку. Девушек рисовали рядом с берёзкой, говорили: "Тонкая, как березка". Какие ещё можно подобрать слова для сравнения?
Дети: хрупкая, изящная, нежная.
Воспитатель: Посмотрите, ребята у нас здесь с вами на иллюстрациях изображены берёзы. У берёз стволы белые с чёрными вкраплениями, крона большая, свисающие ветви. Люди говорят, что коса есть у берёзы. Давайте и мы с вами присмотримся. смотрите и правда, ветки у нее, как косы заплетённые, вниз спускаются, друг с дружкой переплетаются. Очень красивые деревья. Ребята, а кто хочет рассказать стихотворение про берёзку. (дети рассказывают стихотворение про берёзку)
- С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой берёзки, что в поле
Под ветром, склоняясь растёт.
Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу потеплей.
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Мини-этюд "Берёзка"
Наконец после долгой холодной зимы наступила теплая весна. Берёза расправила свои нежные листочки, протянула свои веточки к солнышку и ощутила на них долгожданное тепло. Улыбнулась солнышку берёзка. Вдруг прилетел шаловливый ветерок и предложил берёзке поиграть. Удивилась она, но согласилась. Закачала она своими веточками, сначала тихо затем сильнее и сильнее. Каждый листочек познакомился со своим соседом. Но шалун ветер принес тучку, которая закрыла солнышко. Огорчилась берёзка обняла себя веточками, чтобы согреться. А тут ещё дождь закапал, вымокла берёзка до последней нитки. Повисли веточки как плети. Испугался ветерок, что берёзка может заболеть. Разогнал тучи. Выглянуло солнышко, и берёзка радостно вздохнула.
Воспитатель: Приятно гулять по берёзовой роще в любое время года и в любую погоду. Дети, а вы знаете как надо вести себя в лесу? Давайте поиграем, я буду задавать вопросы, а вы отвечать "хорошо" или "плохо".
Игра "Хорошо или плохо"
- Ломать ветки у деревьев? (плохо, потому что им больно)
-Гулять по тропинке в лесу? (хорошо)
-Собирать ядовитые грибы?(плохо, так как можно отравиться)
-Разводить костер в лесу? (плохо, так как может случиться пожар)
-Собирать берёзовый сок? (хорошо)
-Оставлять в лесу мусор? (плохо, так как лес будет загрязнен)
(дети подходят к столу, где разложены листы бумаги с изображением берёзы без листвы)
Воспитатель: Вот на этом листе изображен ствоил берёзы, её ветви, но без листочков. Листочки у каждого из вас, сделаем так, чтобы берёзка оделась листочками. А теперь давайте с вами оденем наши берёзки в листву. Можно изобразить берёзку в люьое время года, рисовать будем пальчиком. Вы так уже работали.
(после окончания работы, рисунки рассматрвиаются. Каждый ребенок рассказывает какую берёзу он нарисовал)
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте поиграем с нашей берёзкой.
Хоровод "Во поле берёзка стояла"
Воспитатель: Ребята, нашей берёзке пора уходить, давайте попрощаемся с неё и подарим ей наши рисунки. (дети прощаются, берёзка уходит).