Инна Вендина
Патриотическое воспитание через художественную литературу и все виды искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание через художественную литературу и все виды искусства
Вендина Инна Александровна, воспитатель
Дошкольный возраст – период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает само по себе, так как является результатом длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
С. Михалков писал: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, может стать подлинным патриотом».
Вспомним, что же вообще вкладывается в понятие:
Патриотизм (от латинского слова) - это «Родина,
Отечество») - любовь к Родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами.
Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста. «Правильное
воспитание - это наша счастливая старость» слова А. С. Макаренко.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Одну из главенствующих ролей в становлении личности ребенка и воспитания правильных жизненных ориентиров является изучение родной художественной литературы, а также различных видов искусства. Это некий мост связи прошлого и предстоящего отношения к будущему.
Остановимся на них поподробнее.
Конечно огромный пласт принадлежит художественной литературе, а также таким видам искусства как : музыка, живопись, танцы, театр, кино.
Художественная литература
С самого рождения мама начинает напевать ребенку колыбельные, затем в речь входят потешки, сказки, сложенные русским народом, загадки, пословицы, поговорки, в более осознанном возрасте уже включаем рассказы, былины, несущие в себе глубокий смысл исторических и культурных особенностей. Мы сознательно закладываем в детях любовь к своему народу, воспитывают интерес к прошлому и осознанное восприятие настоящего. Особенностью русского сказания является череда жизненных трудностей на своем пути, а своими добрыми поступками и открытым сердцем человек их обязательно преодолеет. Герои всегда наделены такими качествами как доброта, щедрость, честность, отзывчивость к чужому горю. Даже отрицательные персонажи несут в себе частицу доброты, а их поступки учат пониманию и прощению.
В русских народных сказках представлены социальные отношения, быт народа, домашняя жизнь, нравственные понятия, русский взгляд, русский ум. Это придает произведениям национальную самобытность и неповторимость. Идея борьбы, противостояния добра и зла за прекрасное будущее проходит ориентиром через все Русские народные сказки и конечно это самый яркий и любимый жанр для детей, ибо в них рождается истина, такая как:
- крепкая дружба и верное плечо помогает победить зло;
- добрые и миролюбивые побеждают жадных и завистливых;
- зло наказуемо, а добро всегда торжествует.
Идеалами для мальчиков становятся богатыри, наделенные мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, а для девочек становится красны девицы, умницы, искусные мастерицы.
Но на смену народному творчеству приходят произведения художественной литературы, формирующие круг детского чтения.
Это Пушкин и Крылов, Чуковский и Одоевский, Погорельский и Ершов, Л. Толстой и Некрасов, Чехов и Мамин - Сибиряк и многие мастера художественного слова.
Художественная литература знакомит ребенка детей с природой родного края, формирует любовь к Родине, к природе родного края, чувство патриотизма. В сказках, стихах, рассказах И. Бунина, С. Есенина, М. Пришвина, В. Бианки и других поэтов, и писателей раскрывается красота родной природы, ее богатства. Воспитать настоящего патриота, человека, без любви к родине, природе просто невозможно.
Ну и конечно это стихи и рассказы о Великой Отечественной Войне как неотъемлемая составляющая патриотического воспитания. Это стихи А. Твардовского, С. Михалкова, рассказы А. Гайдара, А. Митяева о подвигах и мужестве солдат, защищавших Родину, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками.
Отдельным блоком знаний идет художественная литература о родном крае, столице, знакомство с их достопримечательностями, достоинствами и особенностями края, города. Важно развивать чувство гордости за свой край, своё отечество, Родину. Это свойственно книгам Р. Погодина, И. Токмаковой, Э. Успенского и других авторов.
Таким образом, воспитание патриота своей Родины в дошкольном возрасте только начинается и это всегда совместная работа педагогов и родителей и именно слаженный тандем взрослых и ответственность за свои поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Осветим и другие виды искусства :
Изобразительное искусство
Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства представляет собой целенаправленный процесс формирования эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности.
К основной тематике изобразительного искусства патриотической направленности относятся:
родная природа;
декоративно-прикладное искусство;
изучение символики Российского государства;
героическое прошлое;
формирование любви к малой Родине, семье.
Декоративно-прикладное искусство и т. д.
В поле зрения ребенка всегда должен быть холст, кисть краски, карандаши, природный материал и необъятное творческое детское мышление выльется цветными красками и объемными фигурами.
Кино, анимация
Мультфильм /фильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, включает два органа восприятия : зрение и слух одновременно. Если к этому добавить ещё и совместный с ребёнком анализ увиденного, то мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.
В рамках патриотического воспитания лучше всего подходят наши советские и российские мультфильмы. Лучшие отечественные мультфильмы созданы в форме небольших притч, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы не просто показывают и рассказывают о жизни положительных героев, но и закладывают качества настоящего человека.
Подвиги героев не оставят равнодушными ни одного ребенка, ведь герои всегда вызывают восхищение у детей, те, которые готовы отдать жизнь за свою семью и за свою землю, жертвовать последним во имя общего блага.
Ребенок будет стараться подражать любимым героям и одновременно учиться такому важному в жизни каждого гражданина понятию, как патриотизм, ведь обучение патриотизму не должно быть одноразовым занятием – поговорили и забыли. Оно должно носить систематический характер.
Одно из самых интересных направлений – анимация. Именно в этом виде деятельность ребенок будет особо переживать за своего придуманного героя. А каким он должен быть, с какими качествами характера. Совместная деятельность по создание анимационных фильмов детей и взрослых всегда сопровождается бурным творческим всплеском детской фантазии и активизацией мыслительных процессов.
Музыкальное искусство
Музыка представляет собой прежде всего восприятие через представление музыкальных образов: природы, которое вызывает у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности и доброты, выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов, помогают малышам почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.
В программах по музыкальному развитию много произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц, используется инструментальная музыка, характеризующая образы природы:
П. Чайковский цикл «Времена года», А. Вивальди цикл «Времена года», Ж. К. Сен-Санс цикл «Карнавал животных», С. Прокофьев цикл «Детская музыка», С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк и др.
Особое значение в рамках патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Песни этой тематики («Бравые солдаты», муз. А. Филиппенко. «Будем в Армии служить». Муз Ю. Слонова и «Наша Армия сильна», муз. А. Филиппенко.) легко запоминаются ребятами. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием детей быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
Театральное искусство
Игры-драматизации стимулируют развитие творческой поисковой активности, самостоятельности, позволяют пережить чувства, знания, полученные в играх, отражающих доброту, любовь к окружающему миру, своей Отчизне.
С помощью театральных игр и мини – спектаклей развиваем чувства, нравственные понятия, социальные качества детей.
Именно в театрализованных играх ребенок получает определенные знания, перед ним ставится задача: подумай, сделай выбор, реши; ребенок переживает, разнообразные эмоциональные состояния и действует.
Характерной особенностью театрализованных игр является их фольклорная или литературная основа. В играх драматизациях на фольклорной основе дети узнают об обычаях русского народа (муку хранили в амбарах - «Колобок»; с раннего детства приучали детей к домашнему хозяйству - Машенька и кашу варила, и пироги пекла - «Маша и медведь», заготавливали рыбу на зиму - дед наловил рыбы целые сани - «Лисичка-сестричка и серый волк»). Всё это обыгрывается, переживается детьми, запоминается. Дети запоминают крылатые выражения пословицы, поговорки, прибаутки, меткие выражения («задал стрекача», «жили-поживали», «у страха глаза велики», «жили-поживали» и т. д.).
Игра дает возможность «прожить» в них определённый период, почувствовать, оценить преимущества и недостатки русского быта, народного костюма, его красоту, яркость, красочность, нарядность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Искусство танца
Танец, движения танца – это своеобразная речь, выражение собственных внутренних мыслей, культурных особенностей, переживаний временных событий.
Освоение детьми именно русского народного танца открывает перед ними возможность углубленно углублено изучить культурные особенности, что их влекут. Таким образом предоставляется возможность широко приобщать дошкольников к художественно - творческой деятельности, формировать самостоятельность и творческую активность.
Широкое использование патриотического воспитания детей в процессе освоения народного танца способствует пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, художественно-творческих способностей дошкольников, воспитывает у них интерес к исполнительской деятельности.
Народный танец таит в себе огромное богатство, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю - танец раскрывает и растит нравственные качества, воспитывает художественный вкус и поддерживает интерес к культуре России.
При помощи народного танца детям предоставляется возможность почувствовать целостность культуры народа, в котором невозможно разъединить на части отдельные понятия и явления.
«Движение – это тоже речь,
выражающая сущность ребёнка».
Отдельным пунктом в рамках патриотического воспитания хотелось бы отметить обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.
В связи с этим хотелось бы отметить, что в программу школьного воспитания введен такой курс как «Разговоры о важном». В рамках школьной программы они представляют собой изучении истории о России, включают как разговоры о политике, так и разговоры о прошлом России, ее будущем и настоящем.
В рамках дошкольных образовательных организаций они могут включать в себя чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений, просмотр репродукций картин, иллюстраций, отрывков из кинофильмов, проведение тематических бесед, что непосредственно благотворно отразится не только на патриотическом, но на всестороннем развитии детей
Подводя итог еще раз отметим, что только всесторонне развитая личность имеет целостное представление об окружающей реальности. Все виды искусства не существуют как отдельные «единицы», а очень тесно переплетены между собой невидимыми нитями. Это и делает их вклад в развитие ребенка неоценимым и незаменимым.
PS. «В нашей стране есть национальная идея и она базируется на патриотизме»
В. В. Путин