Светлана Викторовна Игнатьева
«Патриотическое воспитание дошкольников». Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
«Патриотическое воспитание дошкольников»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачёв
Публикация «„Патриотическое воспитание дошкольников“, Опыт работы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Проблема гражданско-патриотического воспитания в современном мире и в дошкольном воспитании, в частности, весьма актуальна.
Актуальность заключается в том, что современные дети мало знают о родном поселке, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Наследование нравственных, патриотических ценностей семьи, родного края именно в дошкольном возрасте – самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, формирования чувства любви к своему краю, к Родине.
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» определено понятие «воспитание», которое включает в себя, в том числе,
«формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, …. бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде». Одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является воспитание патриотизма и гражданственности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет пути патриотического воспитания детей через : приобщение к традициям семьи, общества и государства, формирование представлений о малой родине и Отечестве, социокультурные ценности нашего народа, отечественные традиции и праздники.
Главной целью новой федеральной образовательной программы дошкольного образования является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.
Выбор моей темы определяется желанием привить детям чувства любви к родному дому, своей семье, к детскому саду, к своему городу, к родине. В нашем детском саду я углубленно занимаюсь проблемой патриотического воспитания. Мои интересы в этом опыте работы обращены к нравственным ценностям, к русским традициям и национальной культуре нашего народа.
Воспитание нравственно-патриотических качеств маленького человека, является не менее важной задачей, чем сохранение и укрепление здоровья детей.
Цель: воспитание у ребенка чувства любви и привязанности к Родине; формирование у воспитанников потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Задачи:
Привитие детям чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.
Расширение представлений о России, как о родной стране, о родном городе. Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России.
Описание опыта работы
Вышеперечисленные задачи решаются во всех видах детской деятельности: во время организованной образовательной деятельности, игровой, в режимных моментах, самостоятельной, совместной деятельности с детьми, во взаимодействии с родителями (законными представителями, социальными партнерами.
Свою систему работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организовала по принципу «от простого к сложному». Она состоит из следующих тематических блоков, включающих в себя образовательные проекты:
- Тематический блок «Моя семья. Мой дом» включает следующие проекты: «Генеалогическое древо семьи», «Герб моей семьи», «Расскажу я вам друзья, как живет моя семья».
- Блок «Детский сад» : «Здравствуй, детский сад!», «Я и мои друзья», «Знакомство с миром профессий в детском саду».
- Блок «Мой родной край» включает проекты: «Я живу в поселке Любытино», «День рождения моего поселка», «Природа нашего поселка».
Блок «Родная страна» : проекты «День России», «Моя большая и красивая Родина», «Природные зоны России», «День Российского флага», «Герб – символ России», «23 февраля», «День Победы», «Ордена наших дедов».
При реализации данных проектов используются следующие методы и приемы: игровые, поисково-исследовательские, проблемные, воспитывающие ситуации.
Формы работы с детьми :
- организованная образовательная деятельность с детьми;
- игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, развивающие игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, режиссерская игра, подвижные игры);
- интерактивные игры «Моя Родина – Россия. Азбука о важном», «Символы России», «Флаг России», «Праздники»;
- акции: «Щедрый вторник», «Капля жизни», «Открытка для бабушки и дедушки» (День пожилого человека, «Внимание дети» (ПДД, «Уступи дорогу поездам», «Безопасные окна», «Покормите птиц зимой», «Письмо солдату», «Открытка ветеранам», «Окна Победы», «День России» (оформление окон, «Забота близко. Забота на Почте», «Читаем басни Крылова», «Блокадная ласточка», «Зеленая весна 2021», «Цветы жизни», «Зоя Герой», «Фронтовая открытка», «Международный день книгодарения»;
- работа с лэпбуком;
- досуги, праздники;
- экскурсии различной тематики;
- чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества;
- одно из главных условий патриотического воспитания – приобщение детей к трудовой деятельности;
- конструирование: постройки из крупных деталей конструктора «Строитель» : гараж для военной техники, военный корабль;
- изобразительная деятельность (продуктивная) : рисование, лепка, аппликация;
- двигательная и музыкальная деятельность: подвижные игры: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Меткий стрелок», «Пройди, не замочив ног», «Преодолей препятствие», «Боевая тревога». Использование аудио и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей.
По теме опыта в группе создана развивающая предметно-пространственная среда патриотической направленности.
Оборудование размещено по принципу гибкого зонирования с учетом детских интересов, индивидуальных потребностей и дифференцированного подхода: имеются материалы, соответствующие интересам мальчиков и девочек. Большое внимание уделяется созданию условий для самостоятельной продуктивной деятельности: конструирования, рисования, лепки, создания разного рода поделок, макетов, что способствует организации содержательно образовательной деятельности.
В группе создан уголок по нравственно-патриотическому воспитанию, в котором главным является привитие высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма, развитие интереса к окружающей действительности.
Имеется разнообразный материал по теме «Моя Родина - Россия»; дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос» и др. ; оформили папки для рассматривания: «Моя семья», «Русская матрешка», «Мой любимый поселок», «Москва и ее достопримечательности», «Государственная символика России», «Природа нашего края», «Животный мир Новгородской области».
Подобрана методическая, художественная литература, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.
Взаимодействие с родителями.
Вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. В своей работе с семьей опираюсь на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Родители активно участвуют в оформлении фотовыставок о родном крае, в конкурсах рисунков, поделок.
Формы взаимодействия с родителями:
- участие в акциях;
- совместная деятельность детей и родителей;
- участие в праздниках, досугах, утренниках;
- конкурсы;
- информационные стенды, папки-передвижки.
- опросные методы (анкеты, тесты);
- педагогические беседы с родителями (индивидуальные, групповые, общие) на темы: «Как знакомить ребенка с родным краем», «Нравственно-патриотическое воспитание в семье»;
- консультации: «Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей», «Воспитание чувства любви к своей малой Родине», «Есть такая профессия – Родину защищать», «Приобщение к истории, традициям и культуре России», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»;
- родительские собрания: «Патриотическое воспитание дошкольников», «Патриотическое воспитание в семье»;
- памятки для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников.
Выстраивая, совместную деятельность с родителями воспитанников нам удалось достичь следующих результатов:
- установлены партнерские и доверительные отношения с родителями;
- родители проявляют искреннею заинтересованность жизнью ребенка в детском саду;
- принимают активное участие в жизни группы и детского сада.
Взаимодействие с педагогами по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников заключается в социальной активности: участие в различных конкурсах и социальных проектах, а также повышении рейтинга детского сада посредством трансляции педагогического опыта в среде педагогического сообщества и общественности поселка, достижений воспитанников в художественной, спортивной и интеллектуальной видах деятельности.
Используемые формы работы в рамках сотрудничества с педагогами для достижения поставленных задач:
- консультации и выставки: «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников», «Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания», «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников», «Что рассказать ребенку дошкольного возраста о ВОВ», «Рекомендации по оформлению патриотического уголка в группах».
- анкетирование,
- мастер-классы, открытые занятия.
Взаимодействие с социальными партнерами.
Для воспитания чувства патриотизма, уважения к труду взрослых, развития навыков общения с взрослыми, обогащения знаний детей активно взаимодействуем со социумом.
Одним из социальных партнеров патриотическому воспитанию дошкольников является Любытинская детская библиотека. На проводимых мероприятиях происходит приобщение детей к изучению истории родного края, на основе воспитания чувства патриотизма, гуманности, нравственности и формирования бережного отношения к историческим местам.
В целях воспитания уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, сотрудничаем с Любытинским краеведческим музеем.
В рамках взаимодействия с Домом культуры участвуем в концертных программах и праздничных мероприятиях патриотической направленности.
Также с удовольствием и творческим интересом участвуем в досуговой деятельности и творческих конкурсах, предлагаемых Молодежным центром «Импульс».
Благодаря активному взаимодействию с социальными партнерами повышается качество образовательных услуг, дошкольники получают возможность расширить свой кругозор, раскрыть свои таланты, успешно адаптироваться и социализироваться в окружающей среде.
Результативность работы.
В результате работы я заметила, что у детей сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, природе родного края, о своем Отечестве.
Сформированы основы нравственно-патриотических качеств личности ребенка, его начальных поведенческих позиций. Дети отражают свои патриотические впечатления в предпочитаемой деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т. д. Развит познавательный интерес и познавательная мотивация к истории родного края и Отечества. Развита инициатива и желание участвовать в различных мероприятиях социального и патриотического характера.
Таким образом, я пришла к выводу, что получены положительные результаты по воспитанию у дошкольников патриотических качеств личности и знаний.
Использование данных подходов позволит формировать патриотические качества у дошкольников, что затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.
Заключение.
Хочется верить, что проводимая работа по патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.
В дальнейшем, я планирую продолжить работу по этой теме, поскольку считаю, что патриотизм - главная черта народа. Именно он помогает воспитывать чувство любви к родному краю и окружающему миру. И в заключение хочу сказать, что от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они возьмут из детства во взрослую жизнь