Людмила Прокофьева
Паспорт мини-музея «Уголок русского быта»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ – САД № 21 «ЧЕРЁМУШКИ» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ГОРОДА ТОРЕЗА»
ПАСПОРТ
Мини – музея Тема : «Уголок русского быта»
Автор: Прокофьева Людмила Юрьевна воспитатель
Содержание:
1. Паспортные данные мини – музея…. 3
2. Аспекты музейной деятельности…. 4
3. План работы по созданию мини - музея …. 5
4. Характеристика мини – музея… 6
5. Разделы мини – музея, особенности использования… 7
Публикация «Паспорт мини-музея „Уголок русского быта“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Оформление детских садов
- Паспорт музея. Паспорта мини-музеев в ДОУ
- Уголки и центры в группах
- Темочки
6. Перспектива развития мини – музея …. 8
2
Паспортные данные
Наименование мини – музея : «Уголок русского быта»
Профиль музея: познавательный, исторический, этнографический
Адресность: Мини – музей предназначен для воспитанников и родителей и сотрудников МБДОУ № 21 «ЧЕРЕМУШКИ» города Тореза, с целью проведения НОД по образовательным областям, досугов и развлекательных мероприятий, с использованием экспонатов музея, находится в игровом уголке группы «Ромашка», занимает 4*6 кв. м
Цель: Развитие у детей представлений о русской культуре, особенностях жизни и быта русского народа. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, формирование духовных и нравственных качеств у подрастающего поколения, развитие: и социализация воспитанников МБДОУ через ознакомление с культурой и историческим наследием страны, познавательной активности (интерес и деятельность) воспитанников путем создания экспонатов, воспитание правил поведения в мини – музее, бережного отношения к экспонатам.
Задачи: познакомить детей с жизнью, бытом, обрядами русского народа; формировать чувство любви к Родине, на основе изучения народных традиций, развивать духовно–нравственную личность ребенка, воспитывать интерес и умение применять полученные знания в продуктивной деятельности. Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомить его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русским народным фольклором, играми, включить детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению экспонатов мини – музея «Русский быт», прививать интерес к русской духовной культуре через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством, воспитывать творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире, воспитывать желание беречь объекты музея, вовлекать родителей в активное сотрудничество.
3
Аспекты музейной деятельности
Мини-музей «Уголок русского быта», предназначен для формирования у детей и родителей чувств любви к Родине на основе изучения исторического и культурного наследия нашей страны. Познакомить с избой, жилищем крестьянской семьи, русской печью.
Формы деятельности: познавательная, поисковая, экспозиционная.
Оформление мини-музея : музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей дошкольного возраста. Коллекция мини-музея располагается в уголке групповой комнаты группы «Ромашка» для детей и родителей, сотрудников МБДОУ. Экспонаты из керамики для рассматривания располагаются на полке, основные экспонаты: русская печь, люлька, «красный угол» расположены на уровне глаз детей, в свободном доступе для детей. Атрибуты (деревянные ложки, тарелки, самовар, располагаются на столе.
На полке расположенной 1,8 м. от пола стоят керамические горшочки для рассматривания вместе с педагогом в процессе совместной деятельности.
4
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
«Уголок русского быта»
№ Название этапа Содержание работы Ожидаемый результат
1. Подготовительный этап. 1. Сбор экспонатов.
2. Оформление выставки. 1. Определение темы и названия музея.
2. Выбор места для размещения мини – музея
3. Открытие мини – музея «Русский быт»
2. Практический этап. 1. Беседа: «Русские народные праздники»,
«История создания народной игрушки», «Чем славилась русская изба?» Расширение знаний о русской культуре, народном творчестве.
ООД ИЗД Рисование: «Хоровод Матрешек» СХД «Укрась ложку» (хохлома) Развитие творческих способностей, фантазии, Формирование и приобщение основ художественной культуры у детей через народное декоративно-прикладное искусство,
Развлечение: «Забавляемся, потешаемся» Закрепление знаний о русском народном фольклоре и русских народных традициях.
1. Экскурсии детей вместе с родителями в мини - музей Расширение знаний родителей и детей о предметах русского быта, их истории и назначении
3. Заключительный этап. ООД Экскурсия: «Добро пожаловать в музей»! Закрепление и систематизация знаний о предметах старины и русского быта, их назначении.
5
Характеристика мини - музея «Уголок русского быта»
Экспонаты мини – музея
№ Наименование экспоната Дата поступления Постоянное /временное хранение Ф. И. О. представившего экспонат
1 Русская печь 22.12.23. постоянно Пономаренко Н. В.
Прокофьева Л. Ю.
Мягкая Т. М.
2 коромысло 22.12.23. временно Северина Т. П.
3 ухват 22.12.23. постоянно Беличенко А. В.
4 плетеная корзина с сеном 20.12.23. постоянно Бедило Т. М.
5 люлька детская 20.12.23. постоянно ДОУ
6 самовар 20.12.23. постоянно ДОУ
7 салфетки вышитые 2 шт. 20.12.23. временно Прокофьева Л. Ю.
8 ковер из лоскутков 2 шт. 20.12.23. временно Северина Т. П.
9 скатерть (гжель) 22.12.23. временно Семенченко Т. А.
10 тарелки 2 шт. хохлома 22.12.23. временно ДОУ
11 ложки, дудочка, свистулька деревянные изделия 22.12.23. временно Бедило Т. М.
Прокофьева Л. Ю.
12 стакан и тарелка (в технике папьемаше) 20.12.23. постоянно Науменко О. в.
13 Домовой кукла 22.12.23. постоянно Пономаренко Н. В.
14 чугунок 22.12.23. временно Северина Т. М.
15 керамические горшочки 2 шт. 20.12.23. временно Исмагилова Е. М.
16 рушник 2 шт. (курская вышивка гладью) 20.12.23. временно Прокофьева Л. Ю.
17 пеньки 2 шт. 20.12.23. постоянно ДОУ
18 кружевная салфетка 20.12.23. Прокофьева Л. Ю.
19 домотканый круг на стул 4 шт. 22.12.23. постоянно Прокофьева Л. Ю.
20 кукла «Хозяйка» одетая в одежду (хохлома) 22.12.23. постоянно Прокофьева Л. Ю.
21 лапти 1 пара плетеные 20.12.23. постоянно Бедило Т. М.
22 лапти 2 пары вязаные 22.12.23. временно Прокофьева Л. Ю.
23 Матрешка 3 шт. 20.12.23. временно Прокофьева Л. Ю.
24 сундук желтый 20.12.23. постоянно Сенько А. С.
25 лопата для печи 22.12.23. постоянно Прокофьева Л. Ю.
26 вязанка дров 22.12.23. постоянно ДОУ
27 связка сушки (бублики) 20.12.23. постоянно Прокофьева Л. Ю.
28 колосья 22.12.23. временно Сенько А. С.
29 картина, вышитая крестом «Кошечка» 20.12.23. временно Прокофьева Л. Ю.
30 кукла пупс 22.12.23. постоянно ДОУ
31 корзина среднего размера 20.12.23. временно Прокофьева Л. Ю.
32 салфетки (хохлома) 22.12.23. временно Бедило Т. М.
Разделы мини – музея, особенности использования
Экспонаты музея находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно – ролевых игр «Семья». Экспонаты могут быть использованы в ООД «Ознакомление с окружающим» тема: «Экскурсия в музей», Изд Рисование: «Хоровод Матрешек», конструирование из лоскутков «Кукла – пеленашка» оберег, беседы: «Предметы русского быта», муз. развитие: «Игра на деревянных ложках».
Раздел: «Сами своими руками» некоторые атрибуты мини – музея сделанные своими руками, экспонаты данной коллекции находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно – ролевых игр, для театральной деятельности.
Раздел: «Галерея» родителе и дети могут взять и спокойно рассмотреть экспонаты экспозиции. Экспонаты могут быть использованы в самостоятельной деятельности или в процессе образовательных областях: речевое, соц. коммуникативное, познавательное, худ. эстетическое, в ООД изд, речевое развитие, познавательное развитие.
Раздел: «Библиотека» собрал в себя загадки, стихи, произведения и сказки предметах русского быта.
Раздел: «Игротека» атрибуты для игр расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности.
На полке расположенной 1,8 м. от пола стоят керамические горшочки для рассматривания вместе с педагогом в процессе совместной деятельности.
7
Перспектива развития
При создании мини - музея учитывались требования к развивающей предметно – пространственной среде, изложенные в ФГОС дошкольного образования. Все материалы соответствуют возрастным особенностям детей и содержанию Программы. Материалы и пособия разнообразны по своему содержанию и используются в разных видах детской деятельности.
Мини-музей «Уголок русского быта» помогает решать практически все задачи дошкольного образования и обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию познавательному, творческому и эмоциональному развитию.
Мини - музей «Уголок русского быта» периодически будет пополняться экспонатами. Будут проводиться экскурсии для других групп детского сада. На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.
Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают.
Таким образом, мини-музей, который сделан руками педагога, воспитанников и их родителей, становится близким и понятным каждому ребенку.