Оксана Смирнова
Паспорт мини-музея «Хлебушек душистый»
▼ Скачать + Заказать документы
Мотивация к созданию музея: Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).
Создание мини - музея призвано обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Цель: создание условий для формирования на основе музея и его экспонатов культурного человека, имеющего устойчивый интерес и уважение к труду взрослых и к продуктам его производства.
Задачи:
Публикация «Паспорт мини-музея „Хлебушек душистый“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Паспорт музея. Паспорта мини-музеев в ДОУ
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Мини-музеи
- Темочки
• дать элементарные представления о процессе выращивания и изготовления хлеба;
• воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям его производящим;
• обучать способам практичного применения знаний о хлебе в разных видах деятельности (музыкальной, изобразительной, игровой, театрализованной и т. д.)
Экспонаты музея: рушник, лапти, серп, колосья и зерно пшеницы, мельница, кукла в национальном костюме, хлебные изделия из слоёного теста, макаронные изделия, книги с рассказами о хлебе, иллюстрации, подборка стихов, пословиц, загадок; макет русской избы.
Перспективный план организации совместной детской деятельности
в мини-музее
Сентябрь
Беседа «Откуда хлеб пришёл» - дать представления о жизни крестьян, о хлебе как основном источнике питания, подвести детей к тому, что хлеб нужно беречь.
Разучивание пословицы о хлебе - знакомить детей с произведениями, посвященными хлебу
Рассматривание колосков - дать элементарные представления о злаковых культурах, о блюдах, которые из них можно приготовить.
Изготовление макета «От зёрнышка до каравая» - обогащать знания детей о процессе выращивания и изготовления хлеба.
Беседа-рассказ «Знакомство с профессией хлебороба» - познакомить детей с основным занятием русских крестьян – земледелием, видами полевых работ, орудиями труда.
Беседа «Какие машины помогают хлеб выращивать» - познакомить детей с процессом выращивания хлеба в настоящее время, с орудиями труда, машинами, профессиями.
Чтение рассказа А. Мусатова «Кто в поле главный» - закреплять представления детей о хлебе как основном продукте питания.
Октябрь
Знакомство с макетом «Русская изба»
Чтение укр. сказки «Колосок» - знакомить детей с произведениями о хлебе.
Экскурсия на кухню детского сада - обогащать представления детей об изготовлении хлебобулочных изделий, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос» - продолжать формировать у детей понятие о взаимопомощи. Продолжать знакомить с поговорками о хлебе.
Чтение книги «Правила поведения для воспитанных детей» с последующей беседой - воспитывать уважительное отношение к хлебу; закреплять навыки правильного поведения за столом. Продолжать воспитывать бережное отношение к хлебу.
Ноябрь Познавательный час «Знакомство с трудом пахаря» -
закреплять знания детей о последовательности посадки пшеницы (вспахать, проборонить и т. д.). Вызвать интерес и уважительное отношение к людям, занимающимся этим трудом.
Экскурсия в библиотеку детского сада. Выставка книг о хлебе.
познакомить с произведениями, посвященными процессу выращивания и изготовления хлеба. Познакомить с авторами, пишущими о хлебе: М. Глинская, Т. Ятц и т. д.
Литературная викторина по произведениям о хлебе- закреплять знания детей о народных и авторских сказках, рассказах о хлебе.
Конкурс чтецов «Хлеб всему голова» - развивать умение выразительно читать наизусть стихи, уверенно выступать перед аудиторией.
Лепка из соленого теста «Угощение для кукол» - побуждать детей делать изделия из соленого теста по образцу хлебобулочных изделий.
Декабрь Выставка рисунков «Такой разный хлеб» - учить использовать полученные знания в специально организованной самостоятельной творческой деятельности.
Чтение сказки Паустовского «Тёплый хлеб» - поддерживать интерес к художественным литературным произведениям, воспитывать желание сопереживать героям сказки
Февраль Опытно-экспериментальная деятельность «Замешивание теста и выпечка» - научить детей сеять муку, поэтапно замешивать тесто. Воспитывать умение работать в коллективе.
Заучивание стихотворения П. Каганова «Хлеб - наше богатство» - воспитывать любовь и бережное отношение к хлебу, уважение к людям, выращивающим хлеб. Развивать память, речь, интонационную выразительность, силу голоса, умение расставлять акценты при чтении стихотворения
Март Беседа «Роль хлеба в годы ВОВ» - обозначить необходимость хлеба в годы войны, воспитывать уважение к старшему поколению, историческую память
Оформление альбома «Профессии людей», выращивающих и изготавливающих хлеб - привлечь родителей совместно с детьми к процессу ознакомления детей с трудом взрослых, воспитанию уважительного отношения к ним.
Виртуальная экскурсия «Хлебобулочный магазин» - закрепить понятия: булочная, тесто, хлебные изделия; профессии – пекарь, пахарь, комбайнёр, тракторист.
Апрель Наблюдение за всходами озимой ржи
Обобщение знаний детей о процессе выращивания и изготовления хлеба» Закреплять знания детей об озимой ржи. Объяснить значение слова «жито».
Учить детей обобщать и систематизировать полученную информацию. Учить работать со схемами. Развивать умение (опираясь на схемы) составлять связный рассказ.
Самостоятельная деятельность детей в мини-музее
Дидактические игры:
«Что сначала, что потом», «Откуда хлеб пришёл», «Назови ласково», «А какой он, хлеб?»,
Словесные игры:
«Угадай на вкус»
«Угадай на ощупь»
«Кто назовёт больше блюд из муки?»
«Из чего сварили кашу? «Как превратить муку в тесто?» «Что мы делали — не скажем, а как делали — покажем», «Хлебник-калачник»
Сюжетно ролевые игры:
«Мы едем в гости», «Уборка урожая»
Театрализованная деятельность
Инсценировка сказки «Колосок», драматизация р. н. сказки «Как курочка хлеб испекла», инсценировка сказки «Колобок»