МААМ-картинки

Паспорт мини-музея «Хлеб — всему голова»

Анна Ващилина
Паспорт мини-музея «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 «Пчелка»

ПАСПОРТ

мини - музея

Разработали: воспитатели

Голованова Анна Алексеевна,

Ващилина Анна Викторовна

Смоленск

Информация о работе мини – музея

Место нахождения мини - музея : МБДОУ «Детский сад №25 «Пчелка», группа «Звездочки»

Название мини – музея : «Хлеб – всему голова»

Профиль мини - музея : познавательный

Публикация «Паспорт мини-музея „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах

Направление: духовно – нравственное воспитание дошкольников

Год открытия: 2019

Руководитель: Голованова Анна Алексеевна, Ващилина Анна Викторовна

Содержание и экспонаты: музейные экспонаты собраны в соответствии с

возрастом детей, располагаются на полках стенки в групповой комнате

(экспонаты связанные с изготовлением хлеба, литература по теме (загадки, стихи

и авторские произведения о хлебе, которые могут быть использованы как в

непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой

деятельности детей, альбомы, сноп из пшеничных колосьев, крупы, мука,

открытки, детские рисунки, аппликации, фотографии).

Экспонаты мини - музея находятся в свободном доступе у детей и используются

ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности.

Экспонаты могут быть использованы в процессе непосредственно

образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях

«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,

«Художественное – эстетическое творчество».

Игры и атрибуты для игр расположены на низкой полке. Дети могут использовать

их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе

с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Использование мини – музея :

- проведение экскурсий

- беседы

- дидактические игры

- чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о хлебе

- речевое творчество (придумывание загадок, сказок)

- лепка из соленого теста.

Формы деятельности:

- поисковая;

- фондовая;

- научная;

- экспозиционная;

- познавательная.

Пояснительная записка

В последнее время широкое распространение получила организация работы с детьми на базе мини-музеев, созданных в дошкольном образовательном учреждении. Обращение к истории, освоение социального опыта прошлых поколений, погружение в мир отечественной культуры с помощью музейных экспонатов позволяет ребенку получить представление о традициях, сформировать целостную картину мира, побудить интерес к поисковой и исследовательской деятельности, узнать об элементах материальной и духовной культуры, способствуют формированию исторического сознания.

Есть в мире понятия, ценность которых ни в чм не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Вырастая, дети, помнят запах родного очага всю свою жизнь и впоследствии, создавая уже свои семьи, интуитивно хранят в них те же традиции, которые они вобрали в себя в родительском доме. Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой. Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему наш мини - музей хлеба.

Хлеб на Алтае любят, гордятся и прославляют. Но, к сожалению, наблюдения

и беседы показали, что у детей дошкольного возраста недостаточно сформированы представления о культуре потребления хлеба и значимости для здоровья человека. Ребенок может бросить хлеб, у детей самостоятельно не возникает потребность использовать остатки хлеба для подержания птиц в зимний период. Размышления об отношении детей к хлебу подтолкнули к созданию в группе мини – музея «Хлеб – всему голова».

Цель: реализация направления «Музейная педагогика». Создание условий для развития познавательных и творческих способностей воспитанников группы, воспитание бережного отношения к хлебу и труду взрослых.

Задачи:

-обогащение и уточнение знаний детей о хлебе, труде взрослых;

-формирование представлений о выращивании хлеба от зерна до колоска; - привитие уважения к хлебу и людям, вырастившим его;

-уточнение знаний о процессе приготовления хлеба как полезного и необходимого продукта для жизни человека; -формирование представления о разнообразии хлебобулочных изделий;

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

- принцип опоры на интересы ребенка;

- принцип доступности

- принцип наглядности;

- принцип последовательности;

- принцип сотрудничества и взаимоуважения.

План работы по созданию мини-музея «Хлеб – всему голова»

Название этапа Содержание Сроки Ожидаемый

работы реализации результат

1. Подготовительный Родительское сентябрь 1. Определение

этап собрание темы и названия

музея

2. Выбор места

для размещения

3. Выбор

инициативной

группы.

2. Практический 1. Сбор экспонатов; сентябрь Создание мини –

этап 2. Оформление музея:

выставки май «Хлеб – всему

3. Индивидуальная голова»

работа с детьми

4. Проведение

экскурсий.

3. Подведение Заседание май 1. Альбом

итогов инициативной «Хлеборобный

группы наш край»

2. Выставка

экспонатов мини

– музея.

3. Фольклорный

праздник «Слава

хлебу на столе»

Тематический план занятий в мини-музее.

Тема цикла Образовательная Цель НОД Месяц

занятий область

Рассматривание Познавательное Воспитывать осторожное сентябрь

колосьев в вазе. развитие обращение с засушенными

колосьями. Развивать умение

обследовать и сравнивать

колосья разных злаковых

культур (рожь, пшеница,

овс). Учить различать и

называть колосья разных

злаковых культур.

Чтение Чтение Поддерживать интерес к сентябрь

стихотворений художественной литературным

В. Воронько литературы произведениям. Расширять

«Вот и лето представления детей о труде

пролетело.», тракториста, хлебороба и

«Вешний день, комбайнра.

пахать пора…»,

Н. Красильников

а «Колосок».

Познание: Познавательное Воспитывать бережное сентябрь

Ф. Ц. К. М с развитие отношение к хлебу, уважение

использованием к труду людей,

ИКТ выращивающих хлеб

«Откуда бертся

хлеб».

Загадки о хлебе. Познавательное Воспитывать уважение к сентябрь

развитие ответам товарищей.

Развивать умение

дослушивать загадку до

конца. Учить понимать

иносказательный смысл

загадок.

Опытническая Познавательное Формировать представления сентябрь

деятельность. развитие, о том, как прорастает зерно и

Тема: исследовательская что для этого необходимо.

Замачивание деятельность Воспитывать желание

зрен пшеницы. помогать друг другу,

работать совместно.

Работа с Художественно - Привлечь родителей к октябрь

родителями: эстетическое образовательному процессу в

Предложить развитие ДОУ

родителям

изготовить

вместе с детьми

любые изделия

из солнного

теста и принести

в детский сад в

пятницу для

выставки: «Вот

он – хлебушек

душистый!»

Рассматривание Познавательное Воспитывать уважение к октябрь

серии сюжетных развитие, труду людей. Развивать

картинок на социально – внимание, память, расширять

тему: коммуникативное словарный запас, речь.

«Выращивание развитие Закреплять представления о

хлеба». том, какой путь проходит

зерно от посева до уборки

урожая, и о тех людях,

которые его выращивают.

Дидактическая Социально – Учить собирать изображение октябрь

игра «Разрезные коммуникативное различных видов хлебных

картинки» развитие изделий из 6-9 частей.

Рисование Художественно- Воспитывать уважение к октябрь

Тема: «Колосья эстетическое труду людей, выращивающих

в вазе» развитие хлеб, бережное отношение к

хлебу. Воспитывать

аккуратность при работе с

красками. Развивать

внимание, восприятие,

логическое мышление.

Развивать умение рисовать

натюрморт с натуры,

соблюдая пропорции и

цветовую гамму. Учить детей

рисовать колосья в вазе,

соотносить свой рисунок с

натурой и образом.

Расширять представления о

натюрморте.

Дидактическая Познавательное Развивать познавательный ноябрь

игра «Кто развитие, интерес, память, обогащать

больше назовт социально – словарный запас.

хлебобулочных коммуникативное

изделий». развитие

Чтение Чтение Прививать у детей интерес к ноябрь

украинской художественной народному творчеству стран

сказки литературы ближнего зарубежья.

«Хлеборобы» Расширять представления

детей о работе хлебороба.

Воспитывать чувства

сочувствия и переживания к

героям сказки.

Пальчиковая Социально – Развивать мелкую моторику декабрь

гимнастика коммуникативное рук.

«Хлебушек», развитие

«Пекарь», «На

блины».

Игра «Что Социально – Закреплять знания детей о декабрь

нужно для коммуникативное сельскохозяйственной

работы развитие технике, орудиях труда

хлебороба». хлебороба, развивать

зрительное восприятие,

внимание, память.

Чтение рассказа Чтение Формировать представления декабрь

«Колосица» художественной детей об истории русского

литературы праздника Хлеба.

Воспитывать любовь и

уважение к своей стране и

народу.

Заучивание Социально – Воспитывать любовь и январь

стихотворения коммуникативное бережное отношение к хлебу,

П. Каганова развитие уважение к людям,

«Хлеб – наше выращивающим хлеб.

богатство!» Развивать внимание, память,

речь, логическое мышление,

умение работать со схемами.

Развивать интонационную

выразительность, силу

голоса, умение правильно

расставлять акценты при

чтении стихотворения.

Словесная игра Социально – Учить образовывать слова февраль

«Образуй коммуникативное прилагательные от

словечко» развитие существительных (хлеб –

хлебный, пшеница –

пшеничный, рожь – ржаной и

т. д.)

Опытническая Познавательное Продолжать с детьми процесс февраль

деятельность. развитие, выращивания зрен. Закрепит

Высадка исследовательска с детьми знания о том, в

проросших я деятельность какой последовательности

зрен пшеницы. высаживают зрна, какие

условия необходимы для

выращивания колосков.

Воспитывать трудолюбие,

аккуратность.

Беседа на тему: Познавательное Воспитывать уважение к март

«Народные развитие, народному творчеству.

пословицы о социально – Развивать внимание, память,

хлебе». коммуникативное логическое мышление,

развитие речевую активность.

Познакомить детей с

народными приметами,

пословицами и поговорками

о хлебе.

Раскрашивание Художественно – Закрепить представления март

картинок о эстетическое детей о многообразии

хлебе. развитие хлебобулочных изделий.

Учить раскрашивать

аккуратно, выбирать

правильный цвет. Закрепить

разные примы

раскрашивания.

Лепка из Художественно – Учить детей замешивать март

солного теста. эстетическое солнное тесто. Воспитывать

«Подкова на развитие аккуратность при работе с

счастье» мукой. Развивать умение

выполнять работу в

определнной

последовательности,

опираясь на образец и схему.

Закрепить умение лепить

используя разные примы

лепки, украшать поделку по

своему желанию.

Формировать желание делать

родителям приятное.

Воспитывать гордость за свой

труд.

Чтение Чтение Воспитывать бережное апрель

Н. Самкова художественной отношение к хлебу, уважение

«О хлебе» литературы к старшим. Развивать умение

внимательно слушать

литературное произведение,

отвечать на вопросы

воспитателя по тексту. Учить

понимать главный смысл

произведения, выделять

поучительный момент.

Инсценировка Социально – Развивать интонационную апрель

сказки коммуникативное выразительность, силу

«Колобок» развитие голоса. Формировать

желание приносить радость

маленьким детям своим

выступление. Развивать и

совершенствовать словарный

запас и связную речь.

Организация Художественно – Воспитывать у детей май

выставки эстетическое гордость за результат своего

поделок из развитие труда и своих родителей.

солнного теста: Закреплять представления о

«Вот он – разнообразии изделий из

хлебушек теста.

душистый!».

Итоговое Познавтельное Воспитывать любовь и май

мероприятие: развитие, бережное отношение к хлебу,

Фольклорный художественно – уважение к людям,

праздник «Слава эстетическое выращивающим хлеб

хлебу на столе» развитие

Перспектива развития мини - музея

Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов о хлебе.

Проведение экскурсии для других групп ДОУ.

Семейные праздники с родителями.

Написание книжек-малышек или большой книги о хлебе.

На базе мини-музея или с использованием его коллекций проводить занятия по разным видам деятельности.

Перспективный план работы с родителями

№ Содержание Цели и задачи Сроки Ответственные

1. Родительское собрание Знакомство с планом работы, выбор инициативной группы сентябрь Воспитатели,

родители

2. Консультация «Программное содержание обучения и воспитания детей средней группы» Познакомить родителей с показателями развития детей по разделу «познавательное развитие» (воспитание бережного отношения к окружающему миру); «культура быта» (навыки поведения за столом). сентябрь Воспитатели

3. Сюжетно-ролевая игра «Мы едем в гости» Формировать (в условиях реального чаепития) навыки правильного поведения за столом, обратить особое внимание на то, как нужно обращаться с хлебобулочными изделиями. сентябрь Воспитатели,

родители

4. Опрос родителей «Воспитание бережного отношения к хлебу в семье» Выявить отношение родителей к беседе как методу воспитания детей. Показать роль личного примера в воспитании детей. сентябрь Воспитатели,

родители

5. Изготовление дидактической игры «Что сначала, что потом» Привлечь родителей к процессу ознакомления детей с последовательностью действий при выращивании хлеба. сентябрь Воспитатели, родители.

6. Оформление альбома «Хлебные профессии», о людях, выращивающих и изготавливающих хлеб. Привлечь родителей к процессу ознакомления детей с трудом взрослых, воспитанию уважительного отношения к ним. октябрь Воспитатели, родители.

7. Оформление альбома «Рецепты наших бабушек» Привлечь родителей к процессу обогащения знаний детей о блюдах, приготовленных их хлеба Ноябрь Воспитатели, родители.

8. Выставка рисунков «Такой разный хлеб» Учить использовать полученные знания в специально организованной самостоятельной творческой деятельности. декабрь Воспитатели,

родители

9 Оформление картотеки хороводных игр. Привлекать родителей к ознакомлению детей с хороводными играми. январь Воспитатели,

родители

11. Консультация «Мамины помощники» Показать воспитательную ценность совместного семейного труда, в том числе ценность совместного приготовления пищи, выпечки. март Воспитатели.

13. Беседа по картинам «На пашне» А. Н. Комаровой, «На пашне. Весна.» А. Г. Венецианова, «Жатва» З. Е. Серебряковой Учить видеть выразительные средства, которые использовал художник для передачи настроения в картинах. Учить высказывать свое отношение к содержанию картин. апрель Воспитатели,

родители

14. Конкурс чтецов Привлекать родителей к совместному разучиванию с детьми стихов, к формированию у детей умения выразительно их читать. апрель Воспитатели, родители.

Как пашут землю.

Плуг — сельскохозяйственное орудие с широким, чаще металлическим, лемехом для основной обработки почвы — вспашки земли. Плугами также называются устройства для работы под водой, для прокладки кабелей, для подготовки земной поверхности перед звуковым зондированием и гидролокацией бокового обзора при поиске нефти. Первоначально плуги тащили на себе сами люди, затем волы, а ещ позже — лошади. В настоящее время в промышленно развитых странах плуг тянет за собой трактор.

Основная задача плуга — перевернуть верхний слой земли. Вспахивание уменьшает количество сорняков, разрыхляет и делает почву более мягкой и податливой, облегчает дальнейший посев. В процессе вспашки повреждаются уже тронувшиеся в рост, но ещ недостаточно окрепшие однолетние сорняки. Кроме того, оборот пласта земли способствует перемещению не проросших семян сорняков в нижний (более глубокий) слой плодородной почвы, что, в свою очередь, создат дополнительное препятствие на пути прорастания сорных трав

— многие семена при этом погибают. При этом поднимаются семена сорняков прошлых годов, которые обладают хорошей всхожестью.

Как хлеб сеют

Сеялка - машина для равномерного посева семян сельско-хозяйственных культур и трав с заделкой их в почву на необходимую величину

Общими требованиями при посеве и посадке всех сельскохозяйственных культур являются:

а) посев или посадка в наилучшие для каждой культуры сроки в данном районе;

б) равномерное распределение семян по площади поля; в) заделка семян на одинаковую глубину; г) строгое соблюдение нормы высева.

Мельница

В каждом евр. доме ранним утром женщины-хозяйки мололи из зерна муку для ежедневного употребления. Эту тяжелую работу в различных обществах Древнего Востока часто выполняли рабы - женщины или мужчины; поэтому человек, вынужденный молоть муку, считался униженным. Шум мелющих жерновов символизировал спокойную, мирную жизнь; если он замолкал, это могло означать кару свыше, указывать на наступление голода.

Для помола муки применялись ручные мельницы:

Древнейшей мельницей была каменная терка. Она состояла из двух жерновов. Нижний жернов, имевший длину около 50 см, ширину 30 см и высоту прим. 6 см, был плоским, несколько вогнутым. По нему взад-вперед двигался меньший по размеру жернов; засыпанное между ними зерно растиралось в муку.

В усовершенствованном варианте мельницы верхний камень представлял собой своего рода "рамку", через которую засыпали зерно, а затем высыпали полученную муку. Эту "рамку" двигали с помощью палки, вставленной в находящиеся по ее сторонам пазы;

Ветряная мельница — механизм, который выполняет механическую работу за счет энергии ветра, улавливаемой крыльями мельницы. Наиболее известным применением ветряных мельниц является их использование для помола муки.

На протяжении долгого времени ветряные мельницы, наряду с водяными мельницами, были единственными машинами, которые использовало человечество. Поэтому применение этих механизмов было различным: в качестве мукомольной мельницы, для обработки материалов (лесопилка) и в качестве насосной или водоподъемной станции.

Сноп — пучок срезанных колосьев, льна или соломы, перевязанных перевяслом. По славянским представлением, сосредоточие вегетативной силы злаков и символ плодородия и богатства в хозяйстве

В крестьянском хозяйстве срезанные растения сушатся или в кучах, или связанные в снопы. В снопы вяжутся преимущественно высокорослые зерновые хлеба, а также некоторые другие растения (лн, клевер, убираемый на семена, главным образом, с целью удобства обращения с ними при сушке, молотьбе, а также с целью возможного уменьшения потери зерна. Злаки, убираемые в период их спелости, вяжутся в снопы сразу же по снятии их. Если же растения (в том числе и зерновые хлеба) недостаточно сухи, чисты от трав и притом убираются в сырую погоду, то они оставляются для предварительной просушки некоторое время не связанными, но только собранными в небольшие кучки; если же скашиваются косой, то их оставляют лежать в рядах или валах, а затем уже вяжут

в снопы.

Каравай

Русский хлеб имеет очень глубокое сакральное значение. Славяне считали, что люди, которые вместе преломили хлеб, считаются друзьями на всю жизнь. Хлеб выступал своеобразным символом дружбы народов. Этот обычай сохранился в и наши дни.

По русскому обычаю, дорогих гостей встречают хлебом-солью — ржаным караваем, который выносят на вышитом полотенце. Этот обычай пришел из языческой древности, когда хлеб был божеством.

Список литературы

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб. : Детство-Пресс,1998. 2. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М. : Аркти, 2005.

3. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А. Н.

Морозовой, О. В. Мельниковой. М. : ТЦ Сфера, 2006.

4. Рыжова Н. А. Как стать коллекционером. Игра и дети N 24, 2004.

Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2008.

5. Рыжова Н. А., Ларионова Г. Б., Данюкова А. И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование N 22, 2002.

6. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М. : Линка-Пресс,

2004.

Публикации по теме:

Презентация «Хлеб — всему голова» Цель: формировать у детей нравственные ценностные ориентации, способствовать формированию нравственных суждений. Задачи: • Формировать.

Презентация «Хлеб — всему голова» Здравствуйте! Предлагаю Вашему вниманию одну из своих презентаций на тему: "Хлеб-всему голова". Слайд 2. Педагог: "Отгадайте загадку: Отгадать.

Фотоотчет «Хлеб всему голова»Фотоотчет «Хлеб всему голова» Фотоотчет "Хлеб всему голова". В нашей жизни мы очень часто не замечаем мелочей! А наши дети совсем не такие – они видят и птичку, которая.

Презентация «Хлеб — всему голова» Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с Вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие.

Консультация «Хлеб — всему голова» Консультация " Хлеб - всему голова!" Тортумашева А. А, воспитатель МБДОУ «ЦРР – Д/С УЛЫБКА». Многие традиции и праздники, существовавшие.

Лэпбук «Хлеб — всему голова»Лэпбук «Хлеб — всему голова» Лэпбук «Хлеб всему голова» для подготовительной группы Пашут каждую весну, Поднимают целину, Сеют, жнут, ночей не спят, С детства знай,.

«Хлеб всему голова». Лэпбук«Хлеб всему голова». Лэпбук Цель: - дать детям понятие о том, что хлеб является необходимым продуктом питания; систематизировать знания о долгом пути хлеба от поля.

Мини-музей «Хлеб — всему голова»Мини-музей «Хлеб — всему голова» Информация о работе мини – музея Место нахождения мини - музея: МДОБУ «Детский сад №4», группа «Звездочки» Название мини – музея: «Хлеб.

Проект «Хлеб-всему голова» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 38» П Р О Е К Т Разработала и реализовала Воспитатель.

Проект «Хлеб — всему голова»Проект «Хлеб — всему голова» Подготовила воспитатель 1-й кв. категории Соколовская Л. В. Вид проекта: информационно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Паспорт мини-музея «Хлеб — всему голова»
Опубликовано: 6 сентября 2019 в 12:34
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Паспорт мини-музея «Хлеб — всему голова»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Ващилина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД