Елена Скопина
Паспорт экологического центра в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический центр (Уголок природы) в групповой ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.
Какое значение имеет уголок природы?
Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.
Публикация «Паспорт экологического центра в средней группе» размещена в разделах
- Паспорт группы
- Средняя группа
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июнь 2021
Эколого-эстетическое значение : формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.
Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).
Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.
Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.
Цель: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка.
Задачи, решаемые в уголке экспериментирования:
-формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления;
- развитие поисково – познавательной, интеллектуальной активности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
-развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств.
Наш экологический центр (уголок природы и экспериментирования) состоит из 8 зон:
1 зона – Центр экспериментирования.
2 зона – Цветочный центр.
3 зона – Методический центр.
4 зона – Центр «Хочу всё знать».
5 зона – Центр природных материалов.
6 зона - Центр «Наша игротека».
7 зона – Центр «Коллекции».
8 зона – Центр «Уголок наблюдений».
1 зона – Центр экспериментирования.
В мини-лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путё м познают тайны живой и неживой природы:
- Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);
- Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох,
кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т. п.);
- Утилизированный материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.);
- Приборы – помощники (микроскоп, лупы, компас, зеркала, различные виды весов и песочных часов.);
-Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки);
-Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, деревянные предметы, металлические предметы);
В мини - лаборатории находятся:
коллекции:
-Коллекция тканей.
-Коллекция ниток.
-Коллекция камней.
-Коллекция бумаги.
2 зона – Цветочный центр.
Цветочный уголок, предназначен для того чтобы успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений.
Вовлекая детей в зеленый мир комнатных растений, в Уголке природы собрана коллекция растений. Растения статичны и на первый взгляд детей они безжизненны. Задача взрослых - помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, их красоту, ради которой растения и содержатся человеком у себя в доме.
Живая природа это тоже объект исследования.
Хлорофитум
Бальзамин
Сансевиерия трехполсная
Фиалка
В уголке природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, лопатка и рыхлитель.
Оборудование для ухода за комнатными растениями Ведерки
Подносы
Пульвелизатор
Лейки
Палочка для рыхления почвы
Клеенка
Тряпочки
Фартуки
3 зона – Методический центр
Календарь природы
Иллюстрации с изображением времен года
Наглядно-дидактический материал: «Птицы средней полосы», «Домашние животные», «Деревья», «Ягоды», «Цветы», «Фрукты»
Обучающие карточки: «Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Птицы», «Комнатные цветы», «Обитатели морей и океавнов», «Грибы», «Комнатные растения», «Домашние птицы», «Насекомые. Жуки», «Овощи. Фрукты»
Плакаты «Живая и неживая природа»
Обучающие карточки:«Домашние животные и птицы»,
«Дикие животные», «Птицы», «Овощи», «Фрукты», «Времена года и природные явления»
Демонстрационные карточки «Уроки экологии»
Атласы из серии «Этот удивительный мир»-
«Насекомые», «Лесные звери»
Здесь находятся наглядно-дидактические пособия:
методические рекомендации по проведению опытов, картотека опытов, экспериментов всевозможные алгоритмы познавательной деятельности (алгоритмы воспроизведения информации о последовательности трудовых процессов в уголке природы и в цветнике, алгоритмы воспроизведения познавательной деятельности).
4 зона – Центр «Хочу всё знать».
Стать настоящим учёным непросто, надо много, много знать.
Познавательной литературой интересоваться и посещать центр «Хочу всё знать». В него входит экологическое пособие,
Книги - картинки:
-времена года,
-деревья,
-растительный мир, грибы,
-природные явления,
-насекомые,
-птицы,
-животные жарких стран,
-домашние животные и птицы,
-дикие животные.
Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными сообществами для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию.
5 зона – Центр природных материалов.
Центр природных материалов расположен ниже методического уголка.
В зависимости от изучаемой темы или в связи с возникновением устойчивого интереса к какой – либо области познания периодически используется весь природный материал. Это ещё одна возможность для формирования целостного восприятия и представления о различных материалах и явлениях окружающей действительности.
Природные материалы Песок
Глина
Камешки
Деревянные палочки
Шишки
Ракушки
Фасоль
Рис
Гречка
Желуди
Скорлупа грецких орехов
Сухие лепестки цветов
«Коллекция семян»
6 зона - Центр «Наша игротека».
В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы. Создана картотека игр:
- «Планета солнечной системы»
- «Отгадай чьи следы»
- «Веселая неделька»
- «Люблю природу в любое время года»
- «Помоги ежику»
- «Кто больше знает»
- «Что из чего сделано»
- «Овощи и фрукты»
- «Узнай дерево по листочку» «Найди пару»
- «Съедобные не съедобные»
- «Чей хвост»
- «Ромашка»
- «Деревья и кустарники»
- «Кто где живет»
- «Веселая гусеница»
- «В мире животных»
-«Вершки и корешки»
- «Планета солнечной системы-парочки»
- «Зоологическое лото в животном мире»
-«Что из чего сделано»
В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.
7 зона – Центр «Коллекции».
В центре собраны коллекции :
Коллекции Насекомых
Диких животных
Домашних животных
Экзотических животных
8 зона – Центр «Уголок наблюдений».
Уголкам природы как комплексному средству экологического воспитания в детских садах уделяют большое внимание. Педагоги проявляют фантазию, творчество и высокое мастерство, обустраивая и украшая их. Существует много новых интересных идей, чтобы сделать уголок природы ещё лучше и разнообразнее.
Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в экологическом центре способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования. Если ребенок – исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить «взрослый», который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!