Жанна Алюшина
Паспорт уголка уединения и релаксации в группе «Капитошка»
▼ Скачать
Паспорт уголка уединения и релаксации в группе
Актуальность:
В настоящее время всё больше внимания уделяется проблеме эмоционального благополучия ребёнка. Для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия – без него не сложится гармоничная личность. Эмоциональное благополучие обеспечивает дошкольнику высокую самооценку, формирует самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт.
Публикация «Паспорт уголка уединения и релаксации в группе „Капитошка“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Уголки и центры в группах
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Поэтому одной из главных задач взрослых является обеспечение ребёнку состояние эмоционального благополучия.
Большую роль в эмоциональном благополучии ребёнка играет окружающая среда. С этой целю в группе создан уголок уединения.
Уголок уединения в детском саду необходим, ведь он обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников. Цель организации уголка уединения и релаксации в группе :
преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников.
Задачи:
- создать положительный эмоциональный микроклимат в группе;
- сформировать позитивное отношение ребенка к сверстникам и взрослым;
- организовать систематическую работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей;
- способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе;
- способствовать комфортной организации режимных моментов;
- обеспечить индивидуальный подход, свободу выбора и волеизъявления, ориентируясь на зону ближайшего развития каждого ребенка;
- научить ребёнка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме, предупредить чрезмерное возбуждение нервной системы, что чревато переутомлением;
- помочь дошкольникам освоить приёмы регуляции своего настроения, обрести уверенность в себе;
- повысить самооценку тревожных и застенчивых детей, учить ребят бесконфликтному общению друг с другом;
- свести к минимуму возможные ссоры в детском коллективе.
Предметы для выражения негативных эмоций
«Стаканчики эмоций»
Цель:
Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. Снижение психоэмоционального напряжения, избавление от негативных эмоции.
Описание:
Стаканчик секрета, стаканчик грусти и стаканчик для криков: если ребенок проявляет агрессию, или ему хочется просто покричать, он может пойти в уголок, взять стаканчик, и покричать в него, т. е можно сказать, что ребенок в это время выпускает "пар".
«Зеркало для хорошего настроения»
Цель: Улучшение настроения, закрепление знаний детей об эмоциях.
Описание:
Если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться. Настроение обязательно улучшится. Воспитатель может предложить ребенку игру «Угадай эмоцию», «Изобрази эмоцию».
Урна злости «Мистер Злючка».
Цель:
Для снятия агрессии.
Описание:
Помогает выплеснуть накопившийся негатив при помощи выбрасывания смятой бумаги в урну.
Дидактическое пособие: «Пояс дружбы»
Цель:
Формировать у детей умения, устанавливать и поддерживать контакт с ровесниками и взрослыми на основе уважения и сотрудничества; социальной и нравственной компетентности у детей; атмосферы доверия и принятия.
Описание:
При возникновении конфликтных ситуаций, ссор, драк воспитатель завязывает пояс на детях, они берутся за руки и решают свой конфликт по "мирилке" :
Мирись-мирись,
Больше не дерись.
Сушки-сушки -
Мы с тобой подружки.
Пряники-пряники -
Мы с тобой племянники.
При использовании пособия в театрализованной деятельности обогащает словарный запас детей, способствует речевому развитию, эмоциональному раскрепощению, взаимопониманию.
Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию
«Массажные мячи - «ежики» и «тактильные мешочки»
Цель:
Снять мышечное напряжение и успокоиться.
Описание:
Катая мячик в ладошках разными способами, ребенок снимает напряжение, успокаивается, ведь полное расслабление мышц несовместимо с негативными эмоциями и как следствие приводит к спокойному и позитивному эмоциональному состоянию. Тактильные мешочки - это такие небольшие “мешочки” или “подушечки”, наполненные, например, макаронами, крупами и бобами - фасоль, горох, рис, греча и пр.
Успокаивают и пробуждают воображение.
«Цветные клубочки»
Цель:
Обучение способам саморегуляции, снижение психоэмоционального напряжения.
Описание:
Если ребенок расшалился, или испытывает негативные чувства, можно предложить ему сматывать нитки в клубок, это поможет ему успокоится. Действия с пряжей можно сочетать с чтением стихотворения или пением песенки.
Дидактические игры «Шнуровки» «Липучки»
Цель:
Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, развитие мелкой моторики.
Описание:
Для снятия нервного напряжения и агрессии воспитатель.
«Фотоальбом с семейными фотографиями»
Цель:
Способствует снятию напряжения, поднятию настроения.
Описание:
интересно разглядывать семьи всех воспитанников, фото из жизни группы, фото домашних питомцев.
Пребывание в уголке уединения позволяет ребенку расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику. В уголке уединения ребёнок играет в спокойные игры, занимается творческой деятельностью, или просто отдыхают от шума.
«Материалы для изодеятельности» магнитно-маркерная доска для рисования.
Цель:
снятие стресса
Описание:
«Нарисуй своё настроение», «Нарисуй свой страх» (это уже элементы арт-терапии — затем ребенок может стереть картинку).
Музыкальная колонка с релаксационными композициями : шум моря, звуки леса, дождя.
Цель:
снятие стресса или другими словами нервного напряжения.
Описание:
Релаксация является частью психологического лечения. Она помогает каждому ребёнку избавиться от накопившегося внутреннего негатива, плохого настроения, обид и сомнительных мыслей. Во время расслабления приходит ощущение свободы, лёгкости и спокойствия. Такое состояние, помогает ребёнку легко воспринимать и усваивать новый материал, радоваться жизни, быстрее забывать неудачи.
В результате применения релаксации, дети становятся более уравновешенными и спокойными
Игрушечный телефон»
Цель:
Снижение психоэмоционального напряжения.
Описание:
С помощью игрушечного телефона ребенок может совершать воображаемые звонки маме или папе, сказать, что он их очень любит и ждет
Ракушки
Цель:
Снижение психоэмоционального напряжения.
Описание:
шум моря в ракушках действуют на ребёнка завораживающе и успокоят его.
Пособия для развития эмоциональной сферы
Подушка-плакушка»
Цель:
Помогает восстановить психическое равновесие (сменить состояние торможения, угнетения на более позитивное) и эмоциональное состояние ребёнка.
Описание:
Время от времени поплакать хочется каждому человеку, независимо от пола и возраста – нередко это происходит и с детьми дошкольного возраста, для этого была придумана «подушка-плакушка». Обняв такую подушечку, ребенок может поделиться с ней своим настроением.
Игровая ситуация: если у ребёнка грустное настроение, и он хочет поделиться этим с другими, рассказать, в чём причина, или просто хочет, чтоб на него обратили внимание и пожалели, он берёт эту подушку. Тогда совместно с другими детьми мы подходим к ребенку, узнаем причину и пытаемся оказать посильную помощь, чтоб вернуть ребёнку весё лое настроение: говорим ласковые слова и улыбаемся, успокаиваем и смешим, делимся игрушками и т. Д
Дидактическая игра «Эмоции»
Цель:
Обобщить и расширить представления детей об основных эмоциях и чувствах, закрепить желание искать способы выхода из психотравмирующих ситуаций.
Описание:
Ребенок рассматривает маски, повторяет мимикой такие же эмоции как на масках и при плохом настроении может выговаривать свой негатив маске.
Книги: «Правила поведения» «Хорошие манер»
«Добрые дела», «Вежливые слова» и др. Наши детки ещё не все умеют читать, но они берут книги, рассматривают картинки, повторяют устно сказки по иллюстрациям. Все это приносит радость детям. В следствии этого у детей появляется желание читать книги.