Светлана Таенкова
Паспорт социально значимого проекта «Мой день сегодня в этом цвете»!
▼ Скачать
Паспорт социально значимого проекта
Название проекта : «Мой день сегодня в этом цвете»!
Тип проекта Краткосрочный проект
Срок реализации: 7 - 9 дней
Руководитель проекта : Педагог-психолог: Светлана Васильевна Таенкова
Воспитатель: Кудукова Тамара Леонидовна
___
Публикация «Паспорт социально значимого проекта „Мой день сегодня в этом цвете“!» размещена в разделах
Участники проекта : Педагог-психолог Таенкова Светлана Васильевна, воспитатель подготовительной группы: Кудукова Тамара Леонидовна, воспитанники подготовительной группы, родители или законные представители.
Название образовательной организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка - детский сад №14 муниципального образования Тимашевский район
Образовательные области: Когнитивная, социально – коммуникативная, эмоционально-волевая.
Актуальность: Несмотря на то, что весь педагогический процесс направлен на построение комфортных и эффективных условий для развития ВПФ и личностных особенностей ребенка, есть необходимость влиять на некоторые когнитивные сферы дополнительно. Например, такие процессы, как память, восприятие цвета и внимание в течении всего дошкольного возраста находятся в нестабильной позиции развития. Цвет - это сенсорное впечатление. Так как распознание цвета - это в основном физиологический процесс, то нужно понимать, что потеря ориентира на цвет, может возникнуть в любом активно растущем организме ребенка дошкольного возраста и может влиять на формирование и развитие остальных направлений сфер ВПФ.
Иногда кажется, что дети уже знакомы с цветом и могут его обобщать и исключать, но случается так, что к подготовительной группе дети начинают путать цвета и фиксируют неверные названия. Это происходит потому, что вся окружающая действительность на сегодняшний день перенасыщена цветом в разных его оттенках, а восприятие слабосформировано и внимание (объем и концентрация) ребенка недостаточно устойчиво. Так как это проблема распознания цвета, его восприятия, внимания и памяти, то есть потребность в проведении проекта, направленного на профилактику, коррекцию и развитие процессов восприятия цвета, внимания и памяти.
Цель проекта : Формирование, коррекция, профилактика когнитивной сферы: концентрация, объем и устойчивость внимания, память, восприятие и определение цвета.
Задачи проекта :
Создать благоприятную атмосферу, для эффективной коррекции, тренировки памяти.
Создать благоприятные условия для отработки концентрации и устойчивости внимания.
Предоставить возможность найти свое эмоционально-комфортное место в группе сверстников.
Создать условия для эффективного формирования, развития и коррекции восприятия.
Способствовать групповому взаимодействию через создание общего фона деятельности.
Каждому ребенку предоставить возможность проявить себя в кругу сверстников, утвердиться и повысить самооценку.
Создать условия для формирования и развития восприятия цветоощущения.
Способствовать закреплению определения цвета.
Этапы реализации проекта :
Данный проект может быть реализован с детьми дошкольного возраста от 2 лет - рекомендовано 3 цвета синий, желтый, красный. Чем старше возраст детей, тем большее количество цветов. Максимальное количество - 7 цветов используется по проекту с детьми 6-7 лет. Увеличение количества цветов может зависеть от личностных особенностей участников проекта.
1 этап: Подготовительный
1. Психодиагностика при необходимости.
Ответственный: педагог-психолог Таенкова Светлана Васильевна
Предлагаемые методики:
- индивидуальная беседа.
- наблюдение.
2. Дети участвуют в написании проекта. Совместно с детьми, обговариваются условия реализации проекта :
Например:
- в понедельник жёлтый цвет - дети приходят максимально в жёлтой одежде.
- в группе висит ленточка жёлтого света, это будет подсказкой на весь день.
- на руки можно повесить ленточку цвета-дня.
- дополнительно учитываются эффективные предложения детей.
- игры, которые будут реализовываться, тоже подбираются и обсуждаются с участниками проекта.
- обсуждается и согласовывается время для ведения проекта в течении дня :
- в первой половине дня мы можем уделить лепке – рисованию (творческий процесс) 15-20 мин.
- каждый час, в течении 5 минут играем в запланированные игры по проекту.
3. Взаимодействие с родителями: родители принимают активное участие в реализации проекта (по желанию).
- подбирают образ под цвет-дня.
- имеют возможность предлагать игры, способствующие более эффективной реализации проекта.
- при наличии возможности играют с ребенком в течении вечера по схеме: каждый час в течении 5 минут «цвет-дня» - это может быть творчество, активная игра.
2 этап: Основной.
Ежедневно, в начале дня беседа с детьми о цвете. Педагог предоставляет информацию про цвет дня : «Цвет и эмоция», «Музыка и цвет», «Воспоминания и цвет». Важны высказывания детей их мотивация, эмоции и групповое взаимодействие.
Вариант выбора цвета обговаривается с детьми и выбирается 1 вариант выбора цвета на все дни проекта. Например: цвет дня выбирается заранее путем случайного выбора первым, кто после сна войдет в группу.
Остальные игры и творческие 5 минутки по заранее спланированной схеме дня.
Творческие 5 минутки могут содержать:
- лепка в одном цвете, образ по желанию.
- в рисовании используется только цвет-дня.
- в раскрашивании используется только цвет-дня.
- творческие задумки по желанию.
Игры цвета дня, 5 минутки:
Игра «Дотронься до цвета дня».
Правила: педагог проговаривает задание, а дети исполняют это быстро и динамично.
- дотронься до цвета дня на своей одежде.
- дотронься до цвета дня на одежде соседа.
- дотронься до цвета дня на игрушке.
- дотронься до цвета дня на мебели.
- дотронься до цвета дня на.
Игра «Что в природе есть такого цвета» - используется только цвет дня.
Подготовительный этап: с детьми проходит короткая беседа на определение зоны ответов: «Какая природа у нас есть»? «Что такое природа». Обсуждается, что в игре не участвуют названия: зверей, птиц, насекомых, так как цветовая характеристика у них очень разнообразна. Ответы детей должны быть только растения. Чтобы себя проверить ребенок может задать себе вопрос: где растет, или на каком дереве, кустике это растет?
Правила: педагог берет за основу любой предмет цвета дня и задает вопрос детям: что в природе есть такого цвета? Дети быстро и динамично стараются отвечать.
7 дней-7 цветов.
Два заключительных дня, 8-9 день по проекту проходят с целью закрепления и отработки полученных знаний, внимания, памяти, восприятия, мышления.
Творческие 5 минутки могут содержать:
- лепка в одном цвете, образ по желанию. Цвет выбирается из общей массы (мешочек, шляпа и т. д, отдельно, для каждого участника свой, по факту, ребенок самостоятельно вытягивает свой цвет творчества и придумывает образ.
- в рисовании. Цвет выбирается из общей массы (мешочек, шляпа и т. д) отдельно, для каждого участника свой, по факту, ребенок самостоятельно вытягивает свой цвет творчества и придумывает образ.
- в раскрашивании. Цвет выбирается из общей массы (мешочек, шляпа и т. д, отдельно, для каждого участника свой, по факту, ребенок самостоятельно вытягивает свой цвет творчества и пользуется только им.
- творческие задумки по желанию, но цвет вытягивает каждый участник свой.
Игры цвета дня, 5 минутки:
Игра «Дотронься до цвета».
Правила: педагог проговаривает задание, а дети исполняют это быстро и динамично.
Вопрос педагога к детям: ребята что это за цвет? - (цвет демонстрируем предметом). Как он называется? – уточнение.
Педагог проговаривает задание, а дети исполняют это быстро и динамично. Цвет берем любой, чередуя, демонстрируем предметом и проговариваем его название:
- дотронься до этого цвета на своей одежде.
- дотронься до этого цвета на одежде соседа.
- дотронься до этого цвета на игрушке.
- дотронься до этого цвета на мебели.
- дотронься до этого цвета на.
Игра «Что в природе есть такого цвета»? Цвет берем любой, чередуя, демонстрируем предметом и проговариваем его название.
Подготовительный этап: с детьми проходит короткая беседа на определение зоны ответов: «Какая природа у нас есть»? «Что такое природа». Обсуждается, что в игре не участвуют названия: зверей, птиц, насекомых, так как цветовая характеристика у них очень разнообразна. Ответы детей должны быть только растения. Чтобы себя проверить ребенок может задать себе вопрос: где растет, или на каком дереве, кустике это растет?
Правила: педагог берет предмет любого цвета и задает вопрос детям: что в природе есть такого цвета? Дети быстро и динамично стараются отвечать. После того, как все ответят, цвет меняется, дети быстро и динамично отвечают на вопрос: что в природе есть такого цвета?
Игра «Супертвист».
3. этап: Заключительный
Все дети самостоятельно подготавливают: композицию, рисунок, поделку и т. д. выполненную любимым цветом. Организовывается выставка работ.
В заключительный день по проекту проводятся всевозможные игры и викторины. Беседы и подведение итогов. Рефлексия от участников проекта.
Ожидаемые результаты:
По итогу проведения проекта у участников наблюдается: повышение уровня устойчивости и объема внимания, повышается результативность деятельности. Формируется навык контроля графика - самоконтроль. У участников наблюдается устойчивость адекватной самооценки. Улучшается функция долговременной и кратковременной памяти. Повышается уровень учебной мотивации. Формируются четкие границы определения цвета.