Екатерина Бачегова
Паспорт проекта по познавательной деятельности в старшей группе «В мире вежливых слов и добрых поступков»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта : краткосрочный
Вид проекта : познавательно — исследовательский
Тип проекта : фронтальный
Участники проекта : дети, воспитатели, родители
Актуальность:
Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время, несомненно, актуальна. У детей дошкольного возраста ярко выраженная способность к подражанию и в то же время неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание. К сожалению, многие из современных дошкольников не приучены к элементарным правилам поведения в обществе: не здороваются при встрече, не прощаются, не приносят извинений в случае необходимости, обращаются к взрослому на «Ты».
Публикация «Паспорт проекта по познавательной деятельности в старшей группе „В мире вежливых слов и добрых поступков“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, волшебные слова. Проекты, планы, недели
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Доброта. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
В связи с этим первостепенной задачей является, формирование нравственных навыков поведения, перерастающих в нравственные привычки.
Цель: Формирование представлений детей о нравственных нормах отношений с окружающими; доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать представления о добре и зле.
2. Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.
3. Расширять представление детей о доброте, добрых делах и поступках, дружбе их значении в жизни людей.
4. Учить детей анализировать и оценивать поступки свои, окружающих людей, литературных героев.
Развивающие:
1. Способствовать овладению детьми правилами хорошего тона, для построения межличностных отношений.
2. Развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях.
3. Развивать чувство доброты, сопереживания, поощрять стремление совершать добрые поступки.
4. Способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить, рассуждать, делать выводы, использовать в беседе накопленные знания.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям.
2. Воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы.
Проблема:
В ходе работы над проектом подвести детей к пониманию того, что добро приносит радость, что добрый человек – хороший друг.
Доброта украшает наш мир, и чем ее больше, тем красивее и светлей мир вокруг нас.
Ожидаемые результаты проекта
- переход нравственных навыков в привычку (умение сдерживаться в конфликтах, уступать, подчиняться правилам)
- умение использовать обязательные формы вежливого обращения с окружающими
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный.
1. Подбор методической художественной литературы.
2. Сбор литературы о добре : стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы,
поговорки, мирилки, песни.
3. Подбор картин, фотографий, иллюстраций. 4. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
5. Разработка НОД, определение тематики бесед.
6. Подбор музыкального репертуара.
7. Изготовление пособий, дидактических игр, тематических альбомов.
8. Подборка материалов для консультаций
2- этап – основной (практический этап)
Понедельник «Доброта нужна всем людям»
НОД аппликация: «Дерево добра»
Беседы: «Что такое доброта?», «Что значит быть добрым?», - воспитывать доброту и любовь к окружающим, умение вести себя в общественных местах.
Доброта – это то, что должно быть в каждом человеке.
Доброта - это, когда ты кому-то помогаешь.
Доброта придает силы, ведь только она спасает нас.
Если в мире будут только добрые люди, то этот большой мир станет еще больше.
Доброта – это все хорошее, что есть в человеке.
Доброта - это все хорошие поступки.
Не будет добра – не будет семьи, счастья, друзей.
Без добра невозможно представить наш мир.
В жизни капельки добра превращаются в ручейки.
Дидактическая игра: «Что такое хорошо, что такое плохо» - закреплять знания и умения детей о поведении в обществе, формировать у детей искреннее проявление любви к людям, доброжелательное отношение друг к другу.
Дидактическая игра: «Как поступить?»- учить детей подбирать правильный вариант оказания помощи нуждающемуся человеку.
Сюжетно-ролевая игра: «Гости» - в игровой форме показать приём гостей и пребывания в гостях.
Вторник «Давайте говорить друг другу комплименты».
Беседа: «Вежливые обращения» - развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему миру.
Этюд «Скажи доброе слово, комплимент товарищу» - упражнять детей в употреблении вежливых слов, используя выражение, мимику, позу.
Дидактическая игра: «Да или нет» - учить понимать: что можно делать, а что - нет.
Сюжетно-ролевая игра: «Ветеринарная лечебница» - вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача.
Подвижная игра: «Кто у нас хороший?» – вызвать положительные эмоции, радость от совместной игры, позитивное отношение друг к другу и к самому себе.
Дидактическая игра: «Клубочек волшебных слов» - продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; воспитывать вежливость, доброжелательность.
Среда «Будь всегда вежлив!»
Беседа: «Кто и зачем придумал вежливые слова» - развивать диалогическую речь, умение строить суждение; воспитывать доброжелательность; культуру общения.
Рассматривание картинок с изображением малышей и пожилых людей, беседа по вопросам: «Кто изображен на картинках? Как вы думаете, нуждаются ли они все в нашей помощи? Есть ли у кого-нибудь из вас младшие братики или сестрички? Как вы им помогаете?»
Рассматривание плаката: «Хорошие манеры для малышей»
Игра с мячом «Кто больше знает вежливых и добрых слов» - упражнять детей в произношении вежливых слов.
Игры с телефоном «Волшебные слова - почему они волшебные» - научить детей вежливо разговаривать по телефону; расширить социальный опыт детей» развивать диалогическое общение.
Дидактическая игра: «Знакомый, свой, чужой» - уточнять и закреплять у детей понятия «знакомый, свой, чужой»
дела» - развивать у детей умение мыслить и рассуждать.
Подвижная игра «Кто у нас хороший?» – вызвать положительные эмоции, радость от совместной игры, позитивное отношение друг к другу и к самому себе.
Пословицы» : «Доброе слово и кошке приятно», «Вежливость ничего не стоит, но приносит много», «Вежливость ничего не стоит, но приносит», «Вежливость открывает все двери».
Четверг «Добрые дела и поступки»
НОД рисование: «Добрые дела – это доброта».
Беседа: «Наши добрые дела» - учить ценить дружеские отношения, строить их на желании помочь, доставить радость, воспитывать у детей готовность к взаимопомощи.
Рассматривание сюжетных картинок на тему: «Хорошо – плохо» - развивать внимание, усидчивость; учить детей ясно и четко выражать свою мысль, оценивать поступок, проектировать свое поведение в данной ситуации.
Дидактическая игра: «Оцени поступок» - развивать мышление; связную речь; упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку.
Игра «Копилка добрых дел» - активизировать память, внимание детей; воспитывать дружелюбие; чувство отзывчивости; сопереживания; желание помогать другу в трудной ситуации.
Дидактическая игра: «Маленькие помощники» - подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.
Ремонт книг «Книжкина больничка»
Сюжетно-ролевая игра: «Помогаем маме» - совершенствовать умение распределять роли, воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.
Пословицы : «Добрые дела красят человека», «Сделаешь добро – добро найдёшь», «Жизнь дана на добрые дела», «Делай добро и жди добра».
Пятница «О дружбе и друзьях»
НОД: «Путешествие в мир добрых дел и поступков».
Беседа «Обещал – значит, выполни!» - формировать в детях понимание необходимости выполнять свои обещания.
Дидактическая игра: «Назови меня ласково» - знакомить детей с разными ласковыми формами имен, формировать положительное отношение друг к другу
Игровое упражнение: «Прости меня» – учить детей видеть ситуации, требующие примирения соперников, и формировать умение детей правильно просить прощение.
Словесная игра : «Наоборот»-активизировать использование в речи детей противоположных по смыслу слов, вызвать положительные эмоции и доброжелательное отношение к окружающему.
Подвижная игра: «Чай-чай, выручай!»- учить детей видеть «нуждающегося» в помощи игрока и оказывать ему помощь
Пословицы : «Дружба — как стекло: разобьешь — не сложишь», «Легко друзей найти, да трудно сохранить», «Нет друга, так ищи: а нашел, так береги», «Человек без друзей — что дерево без корней.», «Без друга в жизни туго».
Работа сродителями:
Консультации: «Добрые дела», «Что такое доброта?».
Рекомендации для родителей: «5 способов, как научить детей не перебивать взрослых».
Памятка для родителей: «Воспитание доброты у детей дошкольного возраста»
Прослушивание песен:
«Дорогою добра», «Доброта» (из мультфильма про Фунтика,
«Доброта» гр. Барбарики
«Ярко солнце светит» (Кот Леопольд)
«Улыбка»,
«Если добрый ты».
Вместе весело шагать по просторам! Слова : М. Матусовский Музыка: В. Шаинский
Детская песенка про дружбу Слова : Михаил Пляцковский Музыка: Борис Савельев
Песенка друзей Слова : Сергей Михалков Музыка: Михаил Старокадомский
Улыбка Слова : Михаил Пляцковский Музыка: Владимир Шаинский
Песенка друзей Слова : Юрий Энтин Музыка: Геннадий Гладков
Когда мои друзья со мной Слова : Михаил Танич Музыка: Владимир Шаинский
Художественная литература:
С. Михалков «Ежели вы вежливы»,Е. Осеева «Волшебное слово», В. Степанов «Уроки вежливости», Сухомлинский «Для чего говорят спасибо», В. Голяховский «Что за слово», С. Мирошниченко «Неизвеняйка», «Случай в городе едоков», «Женина беда». «Плохо», «В одном доме», «Три товарища», русские народные сказки, рассказы, стихи; Богданович «Вежливый трамвайчик», «Стасик идёт в кино», «Кавардак на улице», С. Маршак «Светофор»; Кузнецов «Мы поссорились с подружкой», Г. Цыферов» Когда не хватает игрушек»; С. Иващенко «Артём в гостях», «Подарки на день рождение», Маша идёт на день рождение к Ире».
3 этап – заключительный.
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
Заключение:
- В группе созданы необходимые условия по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- Активное участие родителей в реализации проекта позволяет
осуществить преемственность между детским садом и семьей по нравственному воспитанию.
- Сформированы способности детей договариваться, оказывать друг
другу поддержку, взаимопомощь.
- У участников проекта появилось стремление совершать добрые
поступки.
Список используемой литературы.
Киселёва Л. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности
дошкольного учреждения. М. : АРКТИ, 2006.
Островская Л. Ф. "Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для
воспитателя детского сада, М., 1979.
Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду.
М. : Мозаика-синтез, 2008.