Светлана Осипова
Паспорт проекта по пожарной безопасности «Огонь: друг или враг?»
▼ Скачать + Заказать документы
Длительность проекта с 10 марта по 20 мая 2016 года
Актуальность проекта
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей, стремлением к самостоятельности, что нередко приводит к возникновению травмоопасных ситуаций. Непосредственность, любопытство часто ставит детей перед реальной опасностью пожара.
Публикация «Паспорт проекта по пожарной безопасности „Огонь: друг или враг?“» размещена в разделах
Первостепенными задачами ДОУ и семьи является охрана психофизиологического здоровья детей, их безопасность жизнедеятельности, формирование потребности в здоровом образе жизни, развития понимания детьми правил основ безопасности жизнедеятельности и умения их выполнять.
Проект посвящен актуальной проблеме: формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.
Родители подходят к этой проблеме не достаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.
Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь.
Тип проекта – информационно-практико-ориентированный, творческий.
По продолжительности – среднесрочный.
По количеству участников – групповой.
Форма представления – презентация.
Гипотеза:
Активная совместная деятельность всех участников проекта поможет сформировать у детей навыки осознанного, безопасного поведения, создать условия для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности.
Цель проекта : формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности.
Задачи проекта :
Образовательные
• Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного.
• Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает врагом.
• Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
Развивающие
• Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
• Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
• Развивать творческие способности дошкольников.
Воспитательные
• Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
• Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
• Воспитывать чувство благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Практические
• Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
• Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
• Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
• Вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
НАШ ДЕВИЗ:
Не пожалеем, братцы, сил,
Чтоб огонь лишь другом был!
Участники проекта :
• Педагоги;
• Дети группы «Бабочки» (второго года обучения);
• Родители.
Действия:
• Специально организованное обучение:
- непосредственная образовательная деятельность, направленная на социальное развитие личности;
- экскурсия;
- продуктивные виды деятельности.
• Совместная деятельность воспитателя с детьми:
- беседы;
- игровые ситуации на образовательной основе;
- чтение художественной литературы;
- заучивание стихотворений;
- игры: подвижные, творческие, дидактические;
- развлечение;
- просмотр мультфильмов.
• Самостоятельная деятельность:
- игры;
- продуктивная деятельность.
• Работа с родителями:
- анкетирование;
- консультации, памятки;
- наглядно-текстовая информация;
- совместные мероприятия детей с родителями;
- родительское собрание.
• Работа с педагогами:
- консультации;
- представление проекта в форме презентации.
Принципы реализации проекта :
• Принцип системности:
систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
• Принцип диалогического общения:
неотъемлемое условие - взаимодействие субъектов проекта, которое отражает тесную связь между ними, целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду и дома.
• Принцип доступности и креативности:
позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области пожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
• Принцип гуманизации:
во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
• Принцип доступности:
предусматривает осуществление воспитательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
Ожидаемый результат:
• привитие уважение к героической профессии «Пожарный»;
• овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, осознанное выполнение правил противопожарной безопасности, знакомство со средствами пожаротушения;
• профилактика панического страха перед огнём;
• привлечение родителей к данной проблеме;
• обучение правильному поведению в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес);
• пополнение методической копилки пособиями, реквизитами, методической литературой, рекомендациями, конспектами НОД, развлечений по пожарной безопасности.
Механизм реализации проекта
Работа над проектом проводится в несколько этапов:
Подготовительный этап:
• Составление паспорта проекта.
• Анкетирование родителей.
• Родительское собрание.
• Оформление серии выставок для родителей по пожарной безопасности.
• Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
• Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
• Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
• Подбор презентаций для просмотра.
• Подбор материала для проведения опытов и экспериментов.
• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Основной этап:
• Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности.
• Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, развлечения.
• Чтение художественной литературы детям, заучивание стихов, загадывание загадок по теме.
• Рассматривание картин, организация выставки рисунков, выпуск стенгазеты, изготовление открыток ко Дню пожарной охраны России, проведение НОД по теме.
• Экскурсия по детскому саду (знакомство с системой пожарной безопасности).
• Проведение опытов, экспериментов.
Заключительный этап:
• Выставка совместных работ детей и родителей «Осторожно: огонь!».
• Развлечение для детей и родителей «Человеку друг огонь, только зря его не тронь!».
• Представление материалов проекта в виде презентации.
Формы и методы работы
Познавательное развитие:
- НОД: «Пожарная безопасность в природе», «Огонь - друг и враг человека», «Человеку друг огонь, только ты его не тронь»;
- просмотр мультфильмов «Кошкин дом», «Умизуми» («Правила пожарной безопасности»);
- опытно-экспериментальная деятельность «Опыт со свечой», «Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию?», «Огонь дышит», «Водой масло не затушишь»;
- решение проблемных ситуаций: «Бабушка забыла выключить утюг», «В доме зажгли бенгальские огни»;
- беседы: «Пожароопасные предметы», «Предметы, требующие осторожного обращения», «Пожар»;
- образовательные ситуации с применением ИКТ «Азбука пожарной безопасности», «Человеку друг огонь, только зря его не тронь!»;
- экскурсия по детскому саду (знакомство с системой пожарной безопасности).
Речевое развитие:
- составление рассказов по схематической модели «Мальчик – спички – пожар – пожарная машина»;
- составление рассказов со словами: утюг, ткань, штора, пламя, дым, вода;
- творческий рассказ типа: «Измени рассказ, чтобы у него был хороший конец»;
- составление творческих рассказов: «Откуда может прийти беда», «Чего нельзя делать в отсутствие взрослых», «Спичка-невеличка и большой пожар»;
- рассматривание плакатов, иллюстраций на тему «Осторожно, огонь».
Ознакомление с художественной литературой:
- загадки о пожаре;
- чтение: К. Чуковский «Путаница», С. Маршак «Сказка про спички», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое».
Игровая деятельность:
- дидактические игры: «Горит – не горит», «Хорошо – плохо», «Причины пожаров», «Собери картинку», «Угадай профессию», «Отгадай загадку», «4-ый лишний», «Доскажи словечко», «Выбери нужное»;
- сюжетно-ролевые: «Мы пожарные», «Пожар в городе» и др.
Изобразительное искусство:
- рисование на тему: «Эта спичка – невеличка», «Пожар»;
- аппликация: «Пожарные машины» – открытки ко Дню пожарной охраны России (30 апреля).
Двигательная активность:
- подвижные игры: «Кто быстрее», «Быстрые и ловкие», «На пожар», «Смелые пожарные»;
- практические тренировки:
а) из имеющейся ткани делаем повязку. Смачиваем водой, дышим через повязку.
б) очень сильный дым, стараемся сидеть как можно ниже, там меньше дыма.
в) в комнате начался пожар, открыты дверь и форточка. Как себя нужно вести?
г) рядом с тобой вдруг загорелся какой-то предмет. Воды нет. Как ты потушишь огонь? (можно высыпать на него землю, например, из цветочного горшка)
Работа с родителями:
- родительское собрание;
- анкетирование родителей по теме проекта;
- выставка семейного рисунка «Осторожно: огонь!»;
- папка-передвижка «Пожарная безопасность»;
- оформление стенгазеты;
- консультации по теме;
- проведение совместного с детьми развлечения «Человеку друг огонь, только зря его не тронь!».
Результат:
В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности. Проект позволил на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного отношения к себе как субъекту противопожарной безопасности. У детей повысился уровень знаний о пожарной безопасности. Уровень профессионального мастерства педагогов по теме проекта стал более совершенным. Скоординирована деятельность по охране и безопасности жизни детей между родителями и сотрудниками ДОУ.
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. В результате активной совместной деятельности всех участников проекта у детей сформировались некоторые навыки осознанного безопасного поведения; созданные в процессе проекта условия способствовали усвоению и закреплению знаний детей о правилах пожарной безопасности.
Использованные источники:
Авдеева Н. Н., Князева О. Л. «Безопасность».
Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М. : Скрипторий 2003, 2007.
Коган М. С. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем! – Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2009.
Кононова И. В. «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников».
ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. Первая часть. / Сост. Фисенко М. А. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007
Пикулева Н. Пожарная безопасность. // Дошкольное воспитание. – 2007 - №4 Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. – М. : Скрипторий 2003, 2009.
Петухова Е. Н. Неделя пожарной безопасности в ДОУ. // Дошкольная педагогика. - 2009 - №1
Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет. - Ярославль: Академия развития, 2003.
Саво И. Л. «Пожарная безопасность в детском саду».
Широкова С. Г. Занятия – опыты. // Управление ДОУ. - 2009 - №2
Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М. : Сфера, 2008.
Шорыгина Т. А. Основы безопасности для детей 5-8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2007. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Глав. ред. В. А. Володин. – М. : Аванта, 2001.
Комплект «Пожарная безопасность» беседы с ребенком.
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 82» Тематический проект «Человеку друг огонь, только ты его не тронь!»
Чухломина И. В., МДОУ «Детский сад №7 «Теремок» г. Коряжма Архангельской области «Проектная деятельность в ДОУ по пожарной безопасности : "Огонь : друг или враг"
Малинина В. В. МБДОУ «Котлубанский детский сад «Ромашка» Паспорт проекта "Осторожно, огонь! "
Сасина Н. В., Телегина А. А. МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 190» г. Саратова «Проект «Огонь – друг и враг»
Куликова М. Н. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 385» г. Н. Новгорода «Проект «Пожарная безопасность»
Подсобилова Н. Н., МБДОУ «Детский сад №146» г. о. Самара. Электронное дидактическое пособие по основам пожарной безопасности «Человеку друг огонь, только зря его не тронь!»
Каданина Н. Г. МДОКУ «Детский сад «Светлячок» пгт. Мирный Оричевского района Кировской области «Азбука пожарной безопасности»
Официальный сайт МДОКУ «Детский сад "Светлячок" пгт. Мирный Оричевского района Кировской области. Рубрика «Пожарная безопасность»
Захаревич А. О. МКДОУ «Детский сад №23 «Колокольчик» села Ладовская Балка Красногвардейского района Ставропольского края. Конспект НОД по ОБЖ «Человеку друг огонь – только ты его не тронь!»
Ксенофонтова З. В. Конспект НОД «Человеку друг огонь – только зря его не тронь!»
Берлизова О. В. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 5 «Дубок» станицы Архангельской Тихорецкого района Краснодарского края. Сценарий развлечения по пожарной безопасности «Человеку друг огонь, только зря его
не тронь!»
Серёгина Г. П., Финк Н. В. МБДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида»
г. Ногинск. Сценарий развлечения по пожарной безопасности «Человеку друг огонь, только зря его не тронь!»
Гуськова О. В. Сценарий развлечения по пожарной безопасности «Человеку друг огонь, только зря его не тронь!»