Елена Рябова
Паспорт проекта по опытно-экспериментальной деятельности «Мир растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
по опытно - экспериментальной деятельности
«Мир растений»
Руководитель проекта: Рябова Е. Н.
воспитатель
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,
тем больше он знает и усвоил,
тем большим количеством элементов действительности
он располагает в своём опыте,
тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях
будет его творческая, исследовательская деятельность»
Лев Семёнович Выготский
Актуальность проекта
Публикация «Паспорт проекта по опытно-экспериментальной деятельности „Мир растений“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Паспорт комнатных растений
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. С помощью растений можно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе. Трудно переоценить значение комнатных растений в решении основной задачи воспитания: формирование культурно-экологического сознания дошкольника, как базиса личностной культуры.
Теоретические исследования М. М. Марковской, С. А. Веретенниковой, М. В. Лучич, А. М. Федотовой и др. доказывают, что активное, систематическое знакомство с растениями, под руководством взрослого, развивает у детей наблюдательность, умственные способности и познавательные интересы, закладывает основы реалистического понимания явлений природы, помогает формировать трудовые навыки и трудолюбие, бережное отношение ко всему живому.
Проблема проекта
Растения окружают нас везде, но дети почти не обращают на них внимания или относятся к ним потребительски: ломают ветки деревьев и кустарников для игр.
Перед ребятами встал вопрос:
Нужны ли растения в городе?
Сумеем ли мы защитить окружающую нас природу?
Основная экологическая проблема растительного мира – это уничтожение растительности людьми. Одно дело, когда люди собирают дикие ягоды, используют лекарственные растения, а другое дело, когда пожары уничтожают тысячи гектаров всего живого, что находится на территории. В связи с этим уничтожение флоры – это актуальная на сегодняшний день глобальная экологическая проблема.
Цель
Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
Образовательные: способствовать формированию представлений детей о цветах, деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; учить умению обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; узнать, куда исчезают опавшие листья и какую пользу они приносят людям; учить узнавать растения по описанию и внешнему виду, называть их; закреплять у детей знания о том, что для роста и жизни растениям необходимы: свет, влага, тепло.
Развивающие: развивать умение сравнивать и анализировать; развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов; обогащать словарный запас детей и их знания о растениях.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы.
Гипотеза
Применение знаний в практической деятельности, в проблемных ситуациях и включение детей в активную творческую деятельность, поможет развить у них бережное отношение к природе.
Ожидаемый результат
Для детей
• Появление интереса и бережного отношения к живой природе
• Формирование стремления к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи
• Расширение знаний детей о растениях и их значимости в жизни человека
• Умение называть и различать комнатные растения
• Владение детьми информацией: что растению необходимо для роста, части растения, как состояние растения зависит от ухода человеком
• Обогащение словарного запаса детей по данной теме
• Развитие практических навыков ухода за комнатными растениями
Для педагогов
• Расширение экологической среды группы
• Накопление и систематизация методического материала по данной теме
• Организация предметно-развивающей среды
• Создание буклетов и рекомендаций для родителей
Для родителей
• Развитие у родителей интереса к совместным занятиям с детьми
Активное участие родителей в жизни группы.
Тип проекта : познавательно-исследовательский, краткосрочный
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Возраст детей: 6-7 лет
Сроки реализации проекта: (сентябрь - ноябрь 2018 г.)
Этапы реализации проекта
I этап - подготовительный (сентябрь)
Создание условий, необходимых для реализации проекта
II этап - практический (октябрь)
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта
III этап - итоговый (ноябрь)
Анализ полученных результатов, презентация проекта
Методы и приёмы
словесные – беседы, рассказы воспитателя и детей, чтение художественной литературы
наглядные – презентации, мультфильмы, наблюдения
игровые – дидактические игры, подвижные игры, настольно-печатные игры
практические – проблемные вопросы, самостоятельные и коллективные наблюдения
Первый этап
• Сбор методического материала и его анализ
• Проведение совместных с детьми исследований, обсуждение полученной информации
• Подготовка материала для организации творческой деятельности детей
• Выполнение творческих заданий по теме проекта; дидактические игры: «Отгадай растение по описанию» (работа с карточками», «Растения нашего края», домино «Растения», «Чудесный мешочек», «Доктор Айболит»
• Экскурсия в Осенний лес
За основу взята образовательная технология «Модель трех вопросов, которая актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на практике индивидуализацию дошкольного образования. Цели и задачи образовательной технологии, содержание практических материалов показывают, как осуществляется интегрированный подход в педагогическом процессе, как предъявляется образовательное содержание ребенку в условиях нового стандарта.
Суть этой образовательной технологии заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса.
Модель трёх вопросов
Что дети знают?
Что хотят узнать? Как узнать об этом?
1. Растения очищают воздух.
2. Комнатные растения разные.
3. Растениям нужен свет, вода, почва, тепло.
4. Растения приносят пользу. 1. Как пересаживать комнатные растения?
2. Почему появляется цветок?
3. Как выглядят корни у комнатных растений?
4. Что такое хлорофилл? 1. В книгах.
2. Просмотр познавательных передач.
3. Спросить у взрослых.
4. Просмотр интернет ресурса.
Развитие предметно-развивающей среды во время проекта
Книжный уголок 1. Книги разных литературных жанров (сказки, рассказы, басни, былины, стихи и др.) о природе и растениях
2. Картинки и иллюстрации по теме проекта
3. Энциклопедии и научная литература
Центр сюжетно – ролевых игр Атрибуты, костюмы, игрушки для игр (сделанные своими руками)
Центр строительно – конструкторских игр Игры - пазлы (готовые наборы на тему природы); игры - пазлы сделанные своими руками «Собери цветок»
Уголок природы и экспериментирования
«Хочу всё знать» Пополнение коллекции природного материала (морские камни, шишки, желуди, ракушки и т. д., гербарий, коллекция запахов, коллекция семян, «фито-бар», изготовление макета «Цветочная поляна» и т. д.
Центр дидактических и развивающих игр «Собери цветок из геометрических фигур», «Укрась цветами ковер», «Назови лишний цветок» и т. д.
Центр продуктивных видов деятельности - Иллюстрации с изображением цветов, деревьев, живопись
- Раскраски;
- Точечная роспись контурами, схемы, трафареты
Уголок природы и экспериментирования
Цель: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка.
Задачи, решаемые в уголке экспериментирования:
-формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления;
- развитие поисково – познавательной, интеллектуальной активности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
-развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств.
Мероприятия проекта
Беседы и чтение художественной литературы:
С. Есенина «Белая берёза»
Н. Матвеева «Дуб и ветер»
И. Токмакова «Деревья»
А. Толстой «Осень»
Е. Серова «Зеленая страна»
А. Лопатина «Мудрость дерева»
К. Ушинский «Спор деревьев»
А. Лопатина “Сказки матушки Земли”
М. Скребцова. «Жизнь дерева»
А. Лопатина «Липкины дары»
Загадки
Задачи: закреплять представления о названии и об основных частях растений, развивать слуховое и зрительное внимание, мышление
Настольные и дидактические игры
«Собери цветок из геометрических фигур»
«Укрась цветами ковер»
«Назови лишний цветок» и т. д.
Подвижные игры
«Солнышко и дождик»
«Цветы и ветер»
«Догони цветок» и т. д.
Второй этап
• Способствовать расширению знаний о растениях как живых организмов (питаются, дышат, растут) и их значимости в жизни человека
• Продолжить знакомство со строением растения, особенностью и назначением его органов и частей
• Развивать практические навыки ухода за растениями (под руководством взрослых) ; условиями их выращивания (свет, тепло, влага, почва)
• Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы)
• Расширять и активизировать словарный запас детей (хлорофилл)
• Развивать творческие способности детей
• Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение)
Наблюдение
• Сравнение строения комнатного и садового растения
• Лист под микроскопом
• Цветущие растения
• Появление корешка у черенков и их посадка. Рассаживание цветка,
рассматривание новых растений.
Наблюдение – сравнение
Лиственные деревья и хвойные деревья.
Трудовая деятельность
- Уход за комнатными растениями
- Посадка деревьев
Продуктивная деятельность
- «Мой любимый цветок» (рисование)
- «Осенняя сказка» (аппликация из листьев)
- «Осенний листопад» (лепка)
Музыка, просмотр мультфильмов, презентаций
Слушание:
- П. Чайковский «Вальс цветов»,
- Ю. Антонов «Не рвите цветы»
Просмотр мультфильма:
- «Дюймовочка»
- «О растениях» сериал
- «Изучаем цветы» развивающий мультфильм
Презентация:
- «Комнатные растения – зеленые санитары»
- «Мир растений: какие они?»
- «Царство растений»
Экскурсия в Осенний лес
Цель: Обогатить и систематизировать знания детей об осени, полюбоваться красотой осенней природы.
Уточнять и закреплять представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Развивать эмоционально - эстетические чувства, уметь видеть, понимать и чувствовать красоту природы осеннего леса. Развивать наблюдательность, двигательную активность, речь детей. Увлекать детей красотой осенней природы, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
Наша лаборатория (опыты)
Наблюдение за ростом фасоли
Цель наблюдения: выяснить, какие условия нужны для прорастания семян и хорошего развития семени фасоли, провести наблюдение за ростом и развитием фасоли.
Практическая значимость наблюдения: в данном исследовании заключается в том, что на примере опытов происходит формирование представлений о росте и развитии растений.
Экологическая составляющая исследования: формирование осознанно правильного отношения к объектам живой природы (растениям).
Выращивание растений и наблюдение за ними - очень увлекательно и познавательно, дети узнали и выяснили, что нужно чтобы свершилось такое чудо природы - превращение маленького семечка во взрослое растение.
Проводя исследование по проращиванию семян, ребятами были выполнены все поставленные цели.
Мне удалось доказать, что и в помещении, на окне можно вырастить фасоль, но для этого следует создать все необходимые условия для роста и развития растения.
Помощник Наураша
Главная задача этой лаборатории - дать понять маленькому испытателю, что существует некий добрый, почти одушевлённый прибор (в каждом наборе есть цифровой датчик, сделанный в виде божьей коровки, который обладает, как и он сам, разными способностями чувствовать окружающий мир. Такой опыт может оказаться весьма полезным, поскольку этот мир не всегда является комфортным.
Формирование познавательно - исследовательской активности в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» наилучшим образом соответствует социально-педагогическим целям развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, освоению способов познания через открытия.
Для изучения нам понадобились модули «Свет» и «Кислотность».
Опыт «Растениям нужен солнечный свет»
Процесс фотосинтеза - один из самых удивительных процессов живой природы. Для выработки хлорофилла растения усваивают углекислоту при участии солнечной энергии, которой нужно довольно много. При недостатке солнечного света растения начинают чахнуть и могут погибнуть. Особенно необходим свет в весенне-летние месяцы, когда жизненные процессы растений протекают особенно энергично.
Опыт «Измерение освещенности»
Датчиком, из модуля «Свет», измерили силу света возле окна и внутри бумажного кармашка, который будет надет, на время опыта, на лист цветка.
Итог исследования: лист пожелтел и стал более слабым, по сравнению с остальными листьями, из-за нехватки света перестал вырабатываться хлорофилл.
Опыт «Измерение кислотности почвы»
Для получения хорошего урожая культуру необходимо высаживать и выращивать в предназначенном для него грунте. Допустим, для одного растения грунт будет идеальным, а другое растение может погибнуть или не дать плодов.
Чтобы знать, куда и какую культуру или растение посадить, какие внести удобрения и добавки, необходимо измерить кислотность почвы. В этом нам помог датчик измерения кислотности в модуле «Кислотность», в электронной лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
Итог исследования: почва у растений по кислотности соответствует норме.
Опыт «Рост растения в разных условиях»
Цель: выявить, какой из образцов будет развиваться лучше.
одно растение посажено в почву, второе в песок, а третье в глину.
Через 7 дней у растения, которое было посажено в грунт, листья твёрдые, у растения в песке листья слабые, вялые, а в глине растение погибло.
Итог исследования: растение растёт лучше в земле, чем в песке или глине, так как в земле больше питательных веществ.
Опыт «Может ли растение дышать?»
Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.
Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями.
Через семь дней листок пожелтел.
Итог исследования: растения нуждаются в воздухе, дыхании.
Опыт «Испарение воды растениями»
Цель: Познакомить детей как растение теряет влагу через испарение.
Поместить пакет на часть растения и надёжно прикрепить его к стеблю клей кой лентой.
Поставить растение на 3-4 часа на солнце.
Посмотреть, каким стал пакетик изнутри.
Итог исследования: На внутренней поверхности пакета видны капельки воды и кажется, будто пакет заполнен туманом.
ПОЧЕМУ? Растение всасывает воду из почвы через корни. Вода идет по стеблям, откуда испаряется через устьица. Некоторые деревья испаряют до 7 тонн воды за день. Когда их много, растения оказывают большое влияние на температуру и влажность воздуха. Потеря влаги растением через устьица называется транспирацией.
Открытое занятие «Секреты осени»
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют с взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Этапы занятия взаимосвязаны и плавно переходят один в другой.
Использование презентации «Секреты осени», в которую входит схема строения листа и приметы осени, музыкальное сопровождение позволило создать соответствующий эмоциональный настрой.
Открытое занятие с элементами исследовательской деятельности
«Юный эколог»
Перед нами стояла главная задача - познакомить ребят с профессией эколог.
1. Дать знания о том, что профессия эколог затрагивает все сферы жизнедеятельности человека.
2. Воспитывать интерес к данной профессии, желание самому что-то изменить. 3. Чувствовать сопричастность каждого человека к происходящему на Земле. 4. Формировать умение чётко отвечать на поставленные вопросы.
5. Активизировать словарь: эколог, экологическая проблема, катастрофа, международный, эксперимент.
Занятие прошло совместно с будущими экологами, студентами РГУНиГ им. Губкина
Работа с родителями:
Подбор познавательного и иллюстрированного материала:
- составление книги «Загадки про комнатные растения»;
- консультация: «Экскурсия в магазин «Цветы»»;
- создание паспорта домашних комнатных растений
Поделка «Сезонное дерево»
Семья Риты Влащенко
Участие в выставке: «Осень в пестром сарафане!»
Акции совместно с родителями
«Посади дерево», «Подари комнатный цветок»
Заключительный этап
Выводы и результативность работы над проектом:
- позволил детям расширить знания о природе, о пользе растений;
- дети получили ответы на интересующие вопросы и самостоятельно определили и составили рекомендации:
«Всем людям необходимо бережно относиться к растениям; знать название и строение растения (корень, стебель, листья, плоды, цветы); любить свой край, любить природу, охранять ее, бережно относиться к растениям».
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ познавательных интересов
в процессе проекта «Мир растений»
Период Высокий Средний Низкий
Начало проекта 30% (10) 52% (18) 18% (7)
Конец проекта 59% (20) 38% (13) 3% (2)
Рефлексия:
- развивать опыт работы в данном направлении;
- создавать с детьми лэпбук «Этот загадочный мир растений»; - оформление с родителями семейного альбома по теме «Растения в жизни детей»;
- проведение диагностики познавательных интересов в процессе проекта.
Презентация проекта «Мир растений».
Литература
• Т. А. Шарыгина «Беседы о риродных явлениях и объектах» «ТЦ Сфера» 2010
• В. Волкова «Тайны живой природы».- М. : 2002. «Издательство Астрель»
• Жизнь на Земле. Большая энциклопедия знаний/ Пер. В. В. Свечникова, И. О. Чибисова- М. : 2008. «РОСМЭН – ПРЕСС».
• Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М. : ТЦ «Сфера», 2005
• Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
• Николаева С. Н. Юный эколог. М. : «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010
• Ю. А. Вакуленко. «Воспитание любви к природе у дошкольников» Издательство «Учитель» 2015
• А. И. Иванова «Мир Природы четыре времени года» «ТЦ Сфера» 2018