Любовь Поршнева
Паспорт проекта «Народы России» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Выполнила воспитатель: Поршнева Любовь Руфимовна
Тема: «Народы России» : познавательно-творческий проект в подготовительной группе.
Цель проекта : - формировать у детей понятия «МЫ - РОССИЯНЕ» - единый многонациональный народ нашей общей родины – России;
Публикация «Паспорт проекта „Народы России“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
- воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;
- знакомить с разными народами, проживающими на территории РФ, их геральдикой, национальным костюмом, достопримечательностями.
Задачи:
- углублять и уточнять представления о Родине — России;
- формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);
- воспитывать любовь к своей стране, чувства патриотизма, толерантность к жителям других национальностей.
- формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
- обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов России (татары, удмурты, марийцев, чуваши)
- развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности.
- развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Тип проекта : познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители воспитанников.
Продолжительность: январь 2020 – март 2020 год
Введение
Наша родина Россия - самое большое государство мира. Её население составляет 143 030 106 человек. В России проживают представители более 160 национальностей, которые говорят более чем на 100 языках. Много людей живет в нашей стране, много народов, но все они живут единой семьей, помогают друг другу. Большое путешествие по карте России,что позволяет привлечь внимание детей к разнообразию окружающего мира и целостность народной культуры (основные занятия народа, костюм, культура праздника, игры, сказки)
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим.
Актуальность проекта
В последнее время мы все чаще сталкиваемся с проблемой толерантного отношения к людям разных национальностей.
Дети, разглядывая на глобус, карту нашей страны, часто задавали вопросы: " Наша страна большая и много ли людей живут на ней", " Почему люди разные и не все похожи?", " Сколько в ней городов?", " Есть ли леса, реки, моря?"и т. д.
Чтобы ответить на их вопросы, я решила начать знакомить детей с разными народами России.
Важно донести до создания воспитанников: образы, уважение к многонациональным народам России, мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.
Патриотические чувства в этом возрасте у детей ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности.
В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма.
Условия успешной реализации проекта
- Создание условий для детской деятельности в рамках проекта;
- готовность педагога к реализации проекта;
- личносто-ориентированное взаимодействие педагога и детей;
- тесное взаимодействие педагога с родителями в рамках реализации проекта.
Предполагаемый результат
- Проявление внимания и уважения к людям разной национальности;
- Пополнение знаний о народах России;
- Представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов;
- Знакомство с национальными играми, сказками, танцами, костюмами;
- Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.
Итог проекта
- Выставка поделок, фотографий деятельности детей;
- Итоговое занятие по теме «Россия многонациональная страна»
- Презентация проекта
План мероприятий
- Чтение методической и художественной литературы;
- Рассматривание иллюстраций, фотографий;
- Проведение цикла тематических занятий, знакомство с народами по отдельности;
- Выставка продуктов детской деятельности;
- Подбор пословиц, поговорок, загадок о народах России;
- Подборка «Игры народов России»;
- Подборка «Сказки народов России»;
- Закрепление знаний детей о народах разных национальностей, их традициях, национальной одежде, кухне, подвижных играх.
Реализация проектной деятельности. Этапы.
1. Подготовительный.
- Провести опрос детей на знание о многонациональности народов проживающих на территории России;
- Беседа с участниками проекта в том, что с помощью проекта воспитывается любовь к своей стране, гражданская ответственность, чувство патриотизма и гордость за Родину.
- Сбор методической, детской и художественной литературы для детей, иллюстрированный материал по тематике.
2. Основной.
Беседы с детьми: «Моя родина – Россия», «Россия многонациональная страна»
Чтение художественной литературы:
- Удмурская сказка «Красивая береза»;
- Татарская сказка «Три дочери»;
- Чувашская сказка «Дети ветра»;
- Марийская сказка «Заячий домик»;
Чтение пословиц и поговорок.
Знакомство и проведение с детьми народных игр :
- «Продай горшок» татарская игра;
- «Расходитесь» чувашская игра;
- «Игра с платочком» удмурская игра;
- «В ключи» марийская игра.
Проведение цикла тематический занятий: 1. «Наша страна Россия»
Программное содержание: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.
2. «Республика Татарстан»
Программное содержание: расширить и укрепить знания детей о стране, в которой мы живем, познакомить детей с народом республики их традициями, костюмами, кухней, национальной вышивкой. Познакомить с орнаментом страны, герб, флаг что они означают.
3. «Кто такие удмурты?» Программное содержание:познакомить детей с культурой удмуртского народа, искусством, одеждой, способствовать формированию уважительного отношения детей к родному краю, воспитывать интерес к творчеству удмуртского народа, основы толерантного воспитания,всеми доступными средствами влиять на воспитание в детей.
4. «Республика Марий Эл, где это?» Программное содержание: расширять знания детей о республике Марий Эл; продолжать знакомить с культурой российского народа, национальной одеждой, кухней, праздниками, национальной вышивкой.
5. «Чувашия» Программное содержание: расширять знания детей о республике Чувашия; продолжать знакомить, национальной одеждой, кухней, праздниками, национальной вышивкой, достопримечательностями города.
Рисование на темы:
- по прочитанным сказкам;
- города России;
- национальный костюм;
Аппликация:
- делаем тюбетейку и украшаем татарский сапог;
- герб и флаг Удмурской, Марийской и Чувашской республики.
Просмотр мультфильмов:
- Татарский «Камыр-батыр»;
- Чувашский «Иван – батыр»
- Марийский «Маршан»
- Удмурский «Селта»
Работа с родителями:
- Беседа о значимости проекта;
- Домашнее задание: рассказать о достопримечательностях Казани, Чебоксарах, Ижевска, Йошка Ола; нарисовать рисунки на данную тему.
3. Заключительный
- Создание тематических папок: «Республика Татарстан», «Республика Марий Эл», «Республика Удмуртия», «Чувашская республика»;
- Изготовление дидактических игр: «Собери пазл», «Подбери пару», «Найди пару», «Собери национальный костюм»;
- Создание папки «Сказки народов России»;
-Отчет (презентация);
- Публикация своих работ в сети интернет.
Вывод
Подводя итог работы в проекте, я могу сказать, что воспитанники познакомились с понятием «национальность», имеют представления о народах татарстана, удмуртии и марий эл, чувашии, познакомились с праздниками, играми узнали о традициях каждой национальностями. С уважением относятся к ним. Дети теперь знают что не только герб и флаг есть у стран мира, но и городов и республик. Они умеют творчески применять полученные знания, способны организовывать свою деятельность игровую и художественную. Дети владеют исследовательскими умениями, сравнивать и наблюдать, задавать вопросы и делать выводы.
Перспективное планирование
Январь
Образовательная деятельность «Познавательное развитие» Образовательная деятельность «Речевое развитие» Образовательная деятельность «Художественно -эстетическое развитие» Образовательная деятельность
«Физическое развитие» Образовательная деятельность «Социально-коммуникативное развитие»
1. НОД «Наша страна Россия» презентация
2. «Республика Татарстан» презентация Чтение стихов о России. Беседа
Чтение сказки «Три дочери», пословиц и поговорок. Лепка «Народы севера»
Аппликация. Изготавливаем тюбетейку и сапоги ичиги. Знакомство с подвижной игрой «Продай горшок» Рассматривание глобуса и карту России. Дидактические игры «Собери пазл», «Найди пару»
Февраль
1. «Кто такие удмурты?», презентация
2. «Республика Марий Эл», презентация Чтение сказок «Красивая береза», «Заячий домик».
Чтение легенды «Италмас» и пословиц,и поговорок. Создание аппликации герб и флаг удмуртии.
Разукрашивание по теме «Народы России» Знакомство с игрой «В платочек»
Знакомство с игрой «В ключи» Дидактические игры «Найди столицу»,
«Угадай вышивку»
Рассматривание ремесел, беседа что и зачем.
Март
1. «Чувашия», презентация
2. Открытое занятие «Россия многонациональная страна» Чтение сказки «Дети ветра».
Чтение отрывок из сказок, вспоминаем пословицы и поговорки. Аппликация на тему «Чувашия»
Рисование по сказкам. Знакомство с игрой «Расходитесь!»
Вспоминаем игры с которыми познакомились. Дидактические игры «Собери национальный костюм», «Подбери пару», «Собери пару»
Викторина «Народы России»