Светлана Ерещенко
Информационное занятие «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дать детям представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека
Задачи:
Обучающие
Формировать представление детей о том, кто и как выращивает, печет хлеб.
Знакомить детей со злаковыми растениями. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения. Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Развивающие:
Публикация «Информационное занятие „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, активизировать словарь детей. Развивать сенсорные навыки, мелкую мускулатуру рук.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства, о важности и значимости их труда.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Словарная работа: познакомить со словами: злаки, жито; активизировать в речи детей: зерновые растения, колосья, пшеница, рожь, гречневая, овсяная, рисовая
Предварительная работа. Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе, чтение отрывка из произведения А. Мусатова «Вот какой, каравай»; «Кто в поле главный”, «Песня пахаря» А. Кольцова, «Земля на зёрнышке стоит» А. Владимирова,чтение сказок «Мальчик с пальчик»», «Мужик и медведь», «Петушок и два мышонка», «Жерновцы», «Лёгкий хлеб» ,оформление мини-музея хлеба.
Оборудование : хлебобулочные изделия,зерна пшеницы и ржи, лупы, кусочки белого и ржаного хлеба, шапочки- маски для театра, колоски, гречневая, овсяная, рисовая крупа в прозрачных пакетах и тканевых мешочках, презентация «Какой разный хлеб», горшочки с песком,опилками и землей, лейки, зерна пшеницы, видеоролик «Как растет хлеб».
Форма проведения: совместная деятельность
Ход
Дети вместе с воспитателем стоят в кругу
-Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться: - Доброе утро!
-Доброе утро - солнцу и птицам
-Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
Улыбнитесь друг другу и пожелайте своим друзьям хорошего дня.
Ребята отгадайте загадку: Есть такие слова «Он всему голова»
Хрустящей корочкой одет
Мягкий черный, белый?
Дети: Хлеб
Воспитатель: Правильно я приглашаю вас совершить экскурсию по нашему музею хлеба. Его экспонаты помогут узнать много нового об этом продукте питания.
Посмотрите, сколько разных хлебобулочных изделий в нашем музее.
Здесь и различные сорта хлеба, и ароматные сдобные булочки, бублики, пряники и печенья. (Ребята рассматривают экспонаты)
Воспитатель: Кто мне подскажет, из чего же приготовлены эти хлебобулочные изделия?
Дети: Они приготовлены из муки, дрожжей, соли, сахара.
Воспитатель : Правильно, но в основе всего конечно мука. Но откуда пекари берут муку?
Дети: Муку мелят из зерен пшеницы.
Воспитатель: Да, ребята муку изготавливают из зерен, но не только пшеницы, но и ржи.
Колосок как будто дом,
Много комнат в доме том.
В каждой комнате - зерно,
Спелой зрелостью полно.
Давайте с вами рассмотрим через лупу зерна пшеницы и ржи, и сравним их.
Посмотрите одинаковые или разные зерна?
(Дети рассматривают через лупы зерна пшеницы и ржи.)
Дети: Они разные, рожь длинная и острая, а пшеничное зерно меньше размером и не такое заостренное.
Воспитатель: Правильно, я вам предлагаю посмотреть видеоролик о том, как растет хлеб. (Дети смотрят видеоролик)
Воспитатель: Вы сейчас посмотрели, как выращивают хлеб сейчас и как выращивали раньше, а кто знает, как древние люди открыли для себя зерновые культуры?
Дети: Жизнь наших предков была нелегкой, в поисках пропитания они проводили много времени. Однажды они заметили, что зерна, брошенные в землю, вырастают, и дают ещё больше зерен. С начало люди жевали сырые целые зерна, затем они стали их дробить плоскими камнями и варить в воде на огне. Как то, во время приготовления, мамалыга попала на раскаленный камень, она превратилась в лепешку, людям это понравилось и с того времени стали печь лепешки на раскаленных камнях.
Воспитатель: Да верно, так все и было. Пшеницу, рожь и другие зерновые растения называют злаками. Как называют зерновые растения?
Дети: Злаковые культуры.
Воспитатель: Это колос пшеницы (показывает) – пшеничный колос. Как можно назвать колос ржи? Какой он? (Ржаной колос) Мука из зерен пшеницы – какая? (Пшеничная мука)
Мука из зерен ржи – какая? (ржаная мука).
Тесто из пшеничной муки, – какое? (пшеничное тесто)
Тесто из ржаной муки, – какое? (ржаное тесто).
Ребята, как вы думаете, какой хлеб пекут из пшеничной муки?
Дети: Пшеничный белый.
Воспитатель: А из ржаной?
Дети: Ржаной, черный.
В старину на Руси рожь называли житом. Вслушайтесь в звучание этого слова – «жито». Как вы думаете, почему люди дали ржи такое название?
Дети: Слово «жито» похоже на слово «жить». Чтобы человек жил,он должен кушать, а хлеб люди едят ежедневно.
Воспитатель: Хлеб – один из продуктов питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека. Дети,давайте разыграем маленькую сказку «Хлеб всему голова». (Воспитатель рассказчик)
Воспитатель: «Как то собрались на столе продукты (масло, молоко, сахар, хлеб) и затеяли они спор. Кто из них самый главный?
Масло: Я желтенькое, когда я таю, становлюсь золотым, без меня никуда, я и в кашу пойду, и на бутерброд меня намажут, и в суп меня положат. Везде я нужно!
Молоко: Нет! Я самое главное беленькое. Бываю топленым, со мной и кашу можно сварить. И кисель молочный, у меня много друзей: кефир, масло, простокваша и сметана. Если бы не было меня. Не было бы и их.
Сахар: Я беленький, сладенький, все меня любят, и в конфетах я, и в чае я. И в шоколаде я. Я самый главный!
А на столе лежал хлеб. Хлеб слушал этот спор, и не понимал, почему они спорят. Он был скромным и не любил якать.
И тут распахнулись двери, в комнату вошли гости. Они уселись за стол, а хозяйка приговаривала: «Хлебом-хлебушком,пахнет» И первый продукт, который был съеден, был хлеб. Гости ели и приговаривали: «Худ обед-коли, хлеба нет.
Воспитатель: Ребята, так кто самый главный?
Дети: Хлеб.
Игра «Угадай на вкус». Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или черный.
Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного.
Этюд” Колоски”.
А сейчас мы с вами превратимся в колоски. Дети надевают шапочки - маски.
Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)
Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки).
Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).
Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)
Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)
Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).
Не один уже, а вот сколько их растёт (взялись за руки в кружок)
Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки).
А однажды на поле гляну поутру (сделали круг большим,
Как один я, столько хлеба соберу? (развели руки в стороны).
На моей ладошке хлебное зерно (показали на ладошке зёрнышко,
Посажу- ка в землю - пусть растёт оно! (присели на корточки).
Из зерен злаков люди научились не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд.
С давних времен на Руси употребляли в пищу разнообразные каши. «Хлеб да каша – пища наша», - говорили люди. И каких только каш не варили! Да и сейчас это вкусное и полезное блюдо варят и повара нашего детского сада, и мамы у вас дома.
Игра «Из чего сварили кашу
Какую кашу варят из гречки? (Гречневую). Из овса – (Овсяную). Из риса – (Рисовую) и т. д.
Обратите внимание на то, как выглядят крупы. Чем они похожи и чем различаются? (ответы детей)
Пальчиковая гимнастика
Каша в поле росла поочередно соединить все пальцы
К нам в тарелку пришла
Всех друзей угостим раскрыть ладони
По тарелке дадим поочередно загибать пальцы
Птичке – невеличке
Зайцу и лисичке
Кошке и матрешке
Всем дадим по ложке развести руки в стороны
Игра «Угадай на ощупь». Дети поочередно на ощупь определяют и называют крупы, которые находятся в тканевых мешочках.
В разных странах готовят и употребляют в пищу разнообразные, порой удивительные блюда. Но хлеб – продукт, который едят люди во всем мире.
(Иллюстрации с изображением разных видов хлебобулочных изделий). Поленницу выпекают на Украине, лепешки – в Узбекистане (2, лаваш – в Армении (3, багет – во Франции (4, галеты – в Италии) (5)
Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену, никогда не бросят кусок хлеба. Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже будете хорошо, бережно относиться к хлебу, беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково "батюшка", "кормилец".
Ребята, хотели бы вы сами попробовать вырастить злаки? Давайте представим, что вы превратились в ученых. Проведем эксперимент. Посадите зерна пшеницы в три горшочка – с песком, опилками и землей, в какой емкости быстрее и дружнее прорастут зерна. Дети выполняют задание
Вот и закончилось наша экскурсия. Кто запомнил, как выращивают хлеб?
Дети: Хлеб люди выращивают в поле, им помогают трактора, машины
Воспитатель: Что нового вы ещё узнали?
Дети: Пшеница, рожь и другие зерновые культуры называют злаковые.
Хлеб один из главных продуктов питания.
Куда бы вы ещё хотели отправиться на экскурсию?