Hина Церенова
Паспорт мини-музея «В гостях у сказки» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
художественно-эстетического направления развития детей№4»
Левокумского муниципального района Ставропольского края
Паспорт мини-музея
«В гостях у сказки»
(средняя группа)
Составила
Церенова Нина Михайловна
воспитатель
п. Новокумский
2017 – 2018 учебный год
Публикация «Паспорт мини-музея „В гостях у сказки“ для средней группы» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Паспорт группы
- Паспорт музея. Паспорта мини-музеев в ДОУ
- Средняя группа
- Темочки
Наименование мини-музея : мини-музей «В гостях у сказки»
Цель: Формирование интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, приобщение детей к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой.
Задачи:
- Пробудить в детях интерес к сказке, книге;
- Воспитывать бережное отношение к книге;
- Обогащать и расширять словарный запас детей;
- Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
- Воспитывать культуру устной речи, навыки общения;
- Помогать детям выделять яркие поступки героев и оценивать их;
- Развитие прикладных умений и навыков, мелкой моторики;
- Формировать активную жизненную позицию, культуру поведения.
- Включить родителей в процесс создания мини-музея, активизировать их на сотрудничество;
Аспекты музейной деятельности
Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры. Несомненно, экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребёнка. В то же время отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект.
Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребёнку. В последнем случае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада. Но самое главное — мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой:
- Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество;
- В обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиций. Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира.
Развитие практической задачи нравственно-патриотического воспитания детей в ДОО представляется возможным средствами музейной педагогики. С целью этого создаются условия для проявления активности детей, реализуется принцип интерактивности – приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир («музей – лаборатория», «музей – театр», «музей – игровое пространство»). Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно – ориентированной дидактики – принципу синтеза интеллекта.
Особенность мини-музеев в том, что образование детей в рамках музея общедоступно, вариативно, деятельность с экспонатом и в экспозиции является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно.
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Актуальность
К сожалению, сегодня дети воспитываются не столько на русских народных сказках, сколько на диснеевских мультфильмах. Очень многим детям родители не читают сказки, они не знакомы с персонажами и героями русских или классических авторских сказок. В нашей работе мы хотим показать, как через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка - это педагогический опыт и творческий гений народа.
Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. Во время слушания сказки постепенно формируется начальные литературоведческие представления детей: о жанровых особенностях сказки (невероятные волшебные события, животный и растительный мир, специфические сказочные высказывания). Сказка так захватывает детей, что будит их творческую активность, желание додумать, что-то прибавить или вычеркнуть из нее. Этим она помогает речевому и умственному развитию детей, развитию внимания, памяти. Сказка учит ребёнка не бояться трудностей, тем самым воспитывая чувство собственного достоинства, уверенности в собственных силах.
Музей «В гостях у сказки» ориентирован на детей среднего дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности, познавательное развитие детей, художественные навыки.
При создании мини-музея учитывались следующие принципы:
- наглядность;
- доступность;
- содержательность;
- сочетание предметного мира мини-музея с образовательной программой детского сада;
- безопасность;
- подвижность структуры (экспонаты или экспозицию использовать к теме занятия).
Формы деятельности:
- игровая;
- экспозиционная;
- познавательная.
Разделы мини-музея, особенности использования
Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведённом месте в групповой комнате, находятся в свободном доступе детей, могут быть использованы в сюжетно-ролевых играх, в театральной деятельности, в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Раздел «Игротека».
Для настольных игр используются разнообразные пазлы «Красная шапочка», «Репка», дидактические игры «Расскажи сказку», раскраски на сказочную тему.
Игры расположены на нижней полке. Дети используют их в процессе самостоятельной игровой деятельности.
Раздел «Театр сказок».
Здесь расположены разнообразные виды кукольных театров для самостоятельных детских драматизаций, персонажи к русским народным сказкам, конусный театр, настольный театр из фигур, пальчиковый театр, перчаточный театр, театр из стаканчиков, театр на магнитах, театр на палочках.
Раздел «Маски к сказке».
Используются в процессе непосредственно образовательной деятельности, в образовательных областях «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», а так же в самостоятельной деятельности, при инсценировке сказок.
Раздел «Библиотека».
Здесь собраны народные и авторские сказки, загадки о персонажах сказки, которые используются как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
В музее сказок находится портретная галерея великих сказочников прошлого и современности. Портреты оформлены в виде альбома.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
«В гостях у сказки»
N Название этапа Содержание работы Сроки реализации Ожидаемый результат
1 Подготовительный этап. Обсуждение с родителями на родительском собрании идеи создания мини-музея в группе.
21.09.17г. Определение темы и названия музея.
Выбор места для размещения.
Подбор методической литературы по теме музея, подбор настольно-печатных и дидактических игр.
2 Практический этап. Сбор и изготовление экспонатов.
Проведение познавательных и художественно-эстетических занятий, бесед, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы 01.10.17- 20.05. 18 г. Создание мини-музея «В гостях у сказки».
Дошкольники познакомятся с названием мини-музея, с экспонатами.
У детей повысится уровень знаний о народных сказках; будут понимать смысл слова «народная» «авторская» сказка. Повысится речевая активность. Сформируется умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
3 Заключительный этап. КВН по сказкам для детей «Сказка – лож, да в ней
намёк» 05.18 г. У детей повысится знание о разнообразии и назначении музея. Вызывать у детей радостные переживания от совместной игры, закрепить и расширить знания детей о хорошо знакомых сказках; создать у детей радостное, эмоциональное настроение.
ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ
Экспонаты мини-музея
№ Название экспоната Дата поступления Постоянное/временное хранение Ф. И. О предоставившего экспонат
1. Персонажи к сказке «Теремок»
(фигурки настольного театра) : Домик, Лягушка-квакушка, мышка-норушка, зайчик, лисичка, волк, медведь. 30.10.2017г постоянное Семья Матвея
Будаева
2. Персонажи к сказке «Репка» (театр из стаканчиков) : репка, бабка, дед, внучка, собака, кошка, мышка. 15.11 2017г постоянное Воспитатель
Церенова Н. М.
3. Персонажи к сказке «Репка» (настольный театр из фигурок) : репка, бабка, дед, внучка, собака, кошка, мышка. 13.12.2017г постоянное Воспитатель
Церенова Н. М.
4. «Маски к сказкам» (маски для театрализованной деятельности) : волк, лиса, коза, медведь, собака, цыплята, дед, баба, петушок, репка, внучка, колобок, заяц. 20.12.2017г постоянное Воспитатель
Церенова Н. М.
Семья Елисея
Насынбатова.
5. Персонажи к сказке «Заюшкина избушка»
(фигурки настольного театра) : домики, заяц, лиса, собака, медведь, петух. 18.01.2018г постоянное Семья Славы
Ермоченко.
6. Персонажи к сказке «Три медведя»
(фигурки настольного конусного театра) 31.01.2018г постоянное Семья Матвея
Будаева
.
7. Папка с портретами детских писателей 01.02.2018г постоянное Воспитатель
Церенова Н. М.
8. Консультации для родителей «Развитие речи: в кругу семьи», «Роль устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста» 15.02.2018г постоянное Воспитатель
Церенова Н. М.
9. Персонажи к сказке «Красная шапочка» (театр на магнитах) : Домик, кроватка, Красная шапочка бабушка, мама, волк, охотник. 13.03.2018г постоянное Семья Полины Фахрутдиновой.
10. Персонажи к сказке «Три поросёнка»
(настольный театр) : домики, три поросенка, волк. 16.04.2018г постоянное Семья Димы Басина.
11. Дидактические игры, пазлы, раскраски 30.10.2017-30.05.2018г постоянное родители