Ольга Польченко
Паспорт мини-музея «Пчелка и ее друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СВЕТЛЯЧОК»
ПАСПОРТ
МИНИ-МУЗЕЯ
«Насекомые»
Содержание :
1. Сведения об авторском коллективе - 2 стр.
2. Паспортные данные мини-музея - 2 стр.
3. Аспекты музейной деятельности.
Направления деятельности мини - музея : - 3 стр.
4. Оформление мини-музея - 5 стр.
5. Экспозиционная работа - 5 стр.
Публикация «Паспорт мини-музея „Пчелка и ее друзья“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Оформление групп, участков, музеи
- Паспорт музея. Паспорта мини-музеев в ДОУ
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Темочки
6. Достигнутые промежуточные образовательные
результаты:- 8 стр.
1. Сведения об авторском коллективе:
- воспитатель Польченко Ольга Алексеевна;
Актив музея: администрация, педагогический и родительский коллектив
учреждения.
2. Паспортные данные мини-музея.
Наименование мини музея : «Насекомые»
Дата открытия музея: январь 2013г.
Профиль музея: познавательно- исследовательский.
Цель: развитие у детей самостоятельности и активной позиции
в процессе познания мира насекомых на основе включения в
разнообразные по содержанию виды деятельности.
Руководитель музея: Польченко Ольга Алексеевна.
Структура управления музеем:
Руководитель музея планирует, координирует, контролирует работу в музее.
Адресованность экскурсионно - массовой работы в мини-музее :
- дети, посещающие детский сад, средних, старших, подготовительных групп;
родители дошкольников, педагоги.
Задачи:
- уточнить знания детей о насекомых, об окраске в соответствии с
местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, значении для жизни других
обитателей природы.
- формировать навыки исследовательской деятельности, развивать
познавательный интерес к миру насекомых, умение отражать это в продуктивной
деятельности; закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
- воспитывать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе,
желание охранять её; развивать эмоциональную отзывчивость.
3. Аспекты музейной деятельности.
Направления деятельности мини - музея :
- пополнение фондов мини - музея материалами, экспонатами;
- изучение собранного материала, обеспечение его учета и хранения;
- осуществление создания экспозиций, выставок;
- проведение экскурсий, тематических занятий для воспитанников, родителей
и педагогов.
Принципы функционирования мини – музея :
- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
-принцип опоры на интересы ребенка;
- принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при
руководящей роли взрослого;
- принцип наглядности;
- принцип последовательности;
-принцип сотрудничества и взаимоуважения;
- принцип психологической комфортности и безопасности деятельности.
Формы организации деятельности в мини-музее
Совместная деятельность Самостоятельная дея-тельность Взаимодействие с родите-лями
- НОД в форме занятий - экскурсий;
- мастер-классы для детей по изготовлению продук-тов детской деятельности;
- познавательно-исследовательская дея-тельность в форме бесед,
игр-путешествий, исследо-вания и экспериментиро-вания, проведение квестов. - исследовательская деятельность, сбор све-дений, информации о предмете, объекте;
- изобразительная дея-тельность по теме бе-сед, представленных экспозиций или по за-смыслу ребенка - экскурсии для родителей;
- рекомендации родителям по посещению действую-щих в музее выставок;
- участие в тематических мастер-классах;
- поиск и предоставление экспонатов для оформле-ния экспозиций;
- изготовление дидактиче-ских игр для музея ;
- изготовление детско-взрослых творческих работ для оформления экспозиций музея;
- оформление альбомов для музея.
Содержание работы с детьми в мини-музее
Средняя группа Старшая и подготовительная группы
1. Введение в мир музея:
- знакомство с понятием «музей»;
- знакомство с правилами поведения в музее;
- знакомство с экспонатами из фонда музея в форме комплексной НОД в различных видах деятельности;
- использование «историй с продолже-нием», когда после полученной инфор-мации дети включаются в продуктивную деятельность. 1. Знакомство с правилами посещения музея и их соблюдение.
2. Организация экскурсий, информа-тивная часть которых состоит из фактов, только абсолютно новых для детей.
3. Диалогическое взаимодействие взрослых и детей.
4. Анализ, экспериментирование, высказывание гипотез детьми.
5. Индивидуальное рассматривание экспонатов, вызвавших особый инте-рес у детей.
Позиция участников образовательного процесса в музейной деятельности:
- созерцатели, соавторы, творцы экспозиции;
- дизайнеры, художники, экскурсоводы.
Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших
дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею
для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Модель проведения экскурсии для детей в мини-музее
Познавательный процесс в ходе экскурсии строится в логической
последовательности «от простого - к сложному и неизведанному» : - «простое» –
информативная часть, которая преподносится в готовом виде экскурсоводом или
додумывается детьми на основе ранее полученных знаний; - «сложное» –
предполагает участие детей в проблемно- поисковой деятельности; - «неизведанное»
– в эту часть включается материал, который основывается на гипотезах, легендах,
и требует дальнейшего осмысления и изучения.
4. Оформление мини-музея.
Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции
мини-музея располагаются на полках стенки в групповой комнате. Например,
коллекции игрушек (резиновых, пластмассовых) располагаются на нижней полке
стенки, поэтому всегда доступны для детских игр. Коллекция фигурок из различных
материалов, картины используются при работе с детьми только совместно с
воспитателем. На нижней полке представлена детская литература, подборки
картинок о насекомых, дидактические игры.
Рабочее пространство мини-музея :
- экспозиции, оформленные на тематической полке;
- «мини-библиотека», в ней находится художественная литература, наглядный
материал по тематике мини-музея, аудио-сказки, подборка музыкальных
произведений;
- мастерская и центр самостоятельной деятельности; содержит дидактические
игры по теме мини-музея, тематические картинки и иллюстрации для
рассматривания, материалы для изобразительной деятельности.
5. Экспозиционная работа.
Тематика экспозиций взаимосвязана с комплексно-тематическим планом
работы учреждения на учебный год – тема периода является основополагающей в
выбо ре тематики выставки, организации экспозиций.
В соответствии с планом работы групп педагоги проводят в музее тематические занятия, беседы, экскурсии, организуют деятельность по обследованию экспонатов (рассматривание, экспериментирование, апробирование в действии). Экспонаты
музея широко используются педагогами в деятельности: по художественному
творчеству, чтению художественной литературы; в совместной деятельности
педагога с детьми, при проведении индивидуальной работы, в работе с родителями,
в организации досугов, утренников.
Опись экспонатов мини – музея :
№ п/п Название экспоната Постоянное/
временное
хранение Ф. И. О.
представившего экспонат
1 Бабочки постоянное Польченко О. А.
2 Бабочки из бумаги постоянное Польченко О. А.
3. Бабочки с магнитом постоянное Садыкова С. Ф.
4 Сороконожка постоянное Мустафаев Э.
5 Жуки на колесиках постоянное Польченко О. А.
6 Жуки постоянное Польченко О. А.
7 Стрекозы постоянное Хомицкая Л. А.
8 Божья коровка (большая) постоянное Кушнир В. М.
9 Божья корока (бумажные) постоянное Польченко О. А.
10 Божья коровка (желтая) постоянное Мустафаева Э.
11 Божья коровка (мягкая игрушка) временно Ясько Н. А.
12 Божья коровка (мягкая круглая) временно Ясько Н. А.
13 Муха постоянное Сейтджелил Ф. А.
14 Жук-носорог постоянное Польченко О. А.
15 Богомол постоянное Польченко О. А.
16 Тараканы постоянное Польченко О. А.
17 Скорпион постоянное Польченко О. А.
18 Паук на паутине постоянное Алиев З. Э.
19 Муравьи постоянное Польченко О. А.
20 Осы постоянное Садыкова С. Ф.
21 Кузнечики постоянное Садыкова С. Ф
22 Улитка постоянное Польченко О. А.
23 Гусеници постоянное Полченко О. А.
24 Пчелы постоянное СадыковаС. Ф.
25 Пчелы (наклейки) постоянное Польченко О. А.
26 Пчелы (мягкая игрушка) временно Польченко О. А.
27 Пчела большая (мягкая игрушка) временно Польченко О. А
28 Божья коровка на батарейке постоянное Демьяненко А. М.
29 Книга «Муха-цокотуха» постоянное Мустафаева Э.
30 Книга «Бабочки Крыма» временно Метод. кабинет.
31 Альбом «Стихи про насекомых» постоянное Польченко О. А.
32 Альбом «Загадки про насекомых» постоянное Польченко О. А.
33 Разрезные картинки «Насекомые» постоянное Польченко О. А.
34 Набор иллюстраций «Насекомые» постоянное Польченко О. А.
35 Набор открыток «Бабочки» временно Метод. кабинет
36 Набор открыток «Жуки» временно Метод. кабинет
37 Набор открыток «Насекомые» временно Метод. кабинет
38 Папка: дидактические игры «Насеко-мые» постоянное Польченко О. А.
39 Обруч «Насекомые» постоянное Польченко О. А.
40 Папка: конспекты занятий «Насеко-мые» постоянное Польченко О. А.
6. Достигнутые промежуточные образовательные результаты:
- дошкольники имеют богатый багаж знаний о разнообразии мира
насекомых, владеют информацией о среде их обитания, питании, размножении;
- учёт индивидуальных интересов дошкольников при организации
различных видов деятельности (предоставление возможности выбора объекта
по интересам);
- развивающая предметно-пространственная среда мини- музея в ходе
проекта значительно обогатилась (макет, поделки, тематические выставки,
подборки литературы, игрушек и игр, схемы, модели и т. д.);
- пополнился арсенал методических пособий (плакаты, картотеки
игрового материала, наглядный материал, разработки мероприятий о
насекомых, презентации, подборка музыкальных и литературных произведений);
- наладилось тесное сотрудничество с родителями, через накопление
материалов, участие в мероприятиях проекта (конкурсах, выставках);
Литература:
1. Близнецова В. С. Руководство проектной деятельностью педагогов
ДОУ//Справочник старшего воспитателя. – 2009. - № 9.- С. 33.
2. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к
практике. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
3. Н. В Нищева Проектный метод организации познавательно- исследовательской деятельности в детском саду. – 2013г.