Ирина Шабалина
Парные коммуникации в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Использование Технологии «Парные коммуникации» в коррекционной работе учителя-логопеда
2 слайд
Практика нашей логопедической работы с детьми показала и показывает, что работа в парах – эффективна и полезна, она экономит наше драгоценное время, а для детей коррекционная работа превращается в игру, играть в которую нужно строго по правилам.
С помощью данной технологии мы развиваем способность к планированию и контролю собственных действий – саморегуляции.
Что ценного эта технология дает детям?
Публикация «Парные коммуникации в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Во-первых, мы предоставляем возможность каждому ребёнку быть активным в роли собеседника или обучающего в рамках определённых правил.
В процессе игр дети тренируют внимание, учатся слушать и слышать, замечать и исправлять свои ошибки и ошибки собеседника.
Выполняя задания без постоянной помощи взрослого, дети приучаются к самостоятельности.
Дети учатся «читать» различные символы.
3 слайд
Мы можем разделить детей на пары на всех этапах коррекционно-логопедической работы :
Например, в подготовительной работе к постановке звука – во время дыхательной гимнастики.
Работа в парах может быть выстроена при автоматизация звука в слогах, в словах, предложениях;
Большие возможности для работы в паре открываются при закрепление звука в связной и самостоятельной речи, для дифференциация смешиваемых звуков и т. д.
4 слайд
Итак, сначала мы изготовили опорные карточки- символы: «Ухо», «Глаз», «Рот», «Рука».
Проговорили с детьми, что обозначает каждая карточка-символ. Если у тебя карточка рот, ты говоришь, глаз – смотришь, ухо – слушаешь, рука- делаешь.
Соответственно, с карточкой рот мы автоматизируем звук, глаз – развиваем зрительное восприятие, ухо- слуховое восприятие, фонематический слух, рука - развиваем мелкую моторику.
5 слайд
Дети договариваются о сотрудничестве: У меня символ рот, значит я буду говорить, у меня символ ухо, значит я буду слушать… и т. д.
Затем меняются карточками (ролями).
Как можно применять карточки в паре:
Карточки «РОТ – УХО»
Например, один ребенок в паре проговаривает слова, таким образом, автоматизирует, второй – слушает и определяет место звука в слове, т. е. производит звуковой анализ.
Карточки «РОТ – ГЛАЗ»
Можно использовать загадочные, зашумленные картинки на определенный звук, или карточки «где чья тень» - один ребенок находит и показывает, второй озвучивает.
Карточки «РУКА – УХО»
Здесь как пример, можно взять слуховые коробочки: один ребенок звенит коробочкой, второй угадывает. Это будет направлено на развитие слуховой памяти.
Применение символов достаточно условно, у нас в любом случае работает не один анализатор. В данной ситуации наша задача определить роли с помощью символов, т. е. правила. Я, как организатор игры, понимаю, какой анализатор ведущий. Если это задание на развитие фонематического слуха, значит ухо – ведущий анализатор, хотя и глаза, и рот тоже здесь задействованы.
6 слайд
Можно предложить детям поиграть в игру «учитель-ученик».
Один ребёнок выполняет роль «учителя», второй – «ученика», затем дети меняются ролями, (у кого "кисть с ручкой"- тот "ученик",- у кого "смайлик в очках и с книжкой,- тот "учитель»).
Таким образом, дети, работающие в парах, «обучают сами себя», мы лишь контролируем и направляем. Конечно, этого можно достичь лишь после того, как либо один, либо оба из детей в паре уже обучены нами и имеют необходимые навыки.
7 слайд
Результативность каждой пары (при одинаковых нарушениях) будет разной. Это зависит от индивидуальных возможностей детей, регулярности коррекционно-логопедической работы мотивации, уровня самоконтроля и т. д.
При отсутствии одного из детей или если один из них достиг положительного результата я могу сменить партнеров в паре.
8 слайд
Сейчас мы представим вашему вниманию варианты логопедических игр при работе в парных коммуникациях :
Игра «Звуковые колпачки». Это авторская методика Яркиной Елены Николаевны, ссылка на слайде.
С помощью данной игры мы автоматизируем звуки, развиваем зрительное восприятие, пространственное мышление, мелкую моторику.
9 слайд
У первого ребенка находится карточка с автоматизируемым звуком, перед вторым ребенком - разноцветные колпачки. Первый ребенок называет предметы, изображенные на картинке, проговаривая поставленный звук, второй выстраивает колпачки в определенной последовательности.
Мы используем разноцветные колпачки из Игры Фикспрайс «Кто быстрее».
10 слайд
За неимением колпачков можно использовать игру «Болтики и гаечки» тоже из магазина «Фикспрайс», конструктор лего и другие игры, как подскажет вам ваша фантазия.
Давайте фрагмент видео - игра «Звуковые колпачки»
1 Видео
11 слайд
Хотим представить вашему вниманию кинезиологические игры с мячиками Су-джок.
Я думаю, многие логопеды используют эти игры в своей практике.
В данной игре мы сочетаем автоматизацию с развитием крупной и мелкой моторики.
Эти игры – кладезь пользы для детей. Улучшаем внимательность, усидчивость, ,азвиваем крупную и мелкую моторику, раскрепощаем кисть (что поможет в дальнейшем в становлении письма,
тренируем зрение, зрительное внимание и фонематический слух, межполушарное взаимодействие (потому как постоянно пресекается срединная линия тела и работают две руки почти всегда одновременно).
Мы добавили в эти игры использование символов, которые видите на слайде.
В данном случае символы помогают детям быстрее менять последовательность упражнений.
Прямые стрелки- 1 ребенок передает два мяча в открытые ладони другого ребенка, перекрестные стрелки – дети передают мячики, скрестив руки, стрелки направо и вверх – это уже три движения, ребенок передает мяч сначала в свою руку, затем в руку партнера.
12 Слайд
Для автоматизации звуков с мячиками мы взяли лексический материал Сорокиной Н. А.
Сочетания прямых слогов, обратных, в стечении. Берем слоги парами, либо по 3 слога и проговариваем в сочетании с нашими кинезиологическими упражнениями. Давайте обратимся к видео, как мы это отрабатываем.
2 Видео
13 слайд
Сейчас мы посмотрели упражнения на автоматизацию звуков.
Работу с кинезиологическими мячиками можно проводить также для отработки слоговой структуры.
Речевой материал мы взяли мы взяли из методики С. Большаковой, где поэтапно проводится работа по преодолению нарушений слоговой структуры.
Сейчас на видео вы увидите ребенка ОНР 2 уровня (в анамнезе моторная алалия, нарушена слоговая структура, пропуски слогов, звуков, редуцированы гласные. Начали отработку с гласных звуков. Самостоятельно данный ребенок может воспроизвести только 2 гласных звука, 3 только сопряженно с логопедом. Мы подключили движение к проговариванию.
Давайте обратимся к видео.
3 Видео
14 слайд
Идея применения фонарика в играх получила широкое распространение среди педагогов. Сама идея была взята с сайта #Занятия Коняхиной#. В частности, и у учителей – логопедов, ведь такие игры привлекают детей и способствуют возрастанию у детей интереса к занятиям, повышению внимания и речевой активности. Поэтому я решила использовать игры с фонариком в работе «Парные коммуникации».
15 слайд
Игра называется «Назови, чей». Детей, которые будут играть выбираю я, затем они самостоятельно с помощью считалки или жребия (монета, угадай предмет, в какой руке) определяются кто будет говорить, а кто выполнять действия (светить). В игре использовано дидактический материал М. А Черенковой «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей 4-6лет». Фонарик бумажный. Предлагаю посмотреть фрагмент игры.
4 Видео
16 слайд
Еще одна игра с фонариком «Назови, что спряталось в подарках?», которую я использую в данной технологии. Также детей в пары пока определяю я по степени тяжести речевого нарушения. В данной игре отрабатываем в произношении слов 2 типа слоговой структуры. В игре уже используется настоящий фонарик. Один ребенок выполняет действия (подсвечивает картинку) а другой называет предмет, который спрятан в подарках. Далее дети меняются ролями. Игра заимствована из сетей интернета.
5 Видео
17 слайд