Ирина Шевченко
Парциальная программа патриотического воспитания детей 5–7 лет «Этих дней не смолкнет слава»
▼ Скачать + Заказать документы
«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней»
А. Н. Толстой
Будущее России определяется уровнем гражданского и нравственного становления подрастающего поколения. Когда-то давно великий русский учё ный Михаил Ломоносов сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», и с этим трудно не согласиться: сначала уходит знание родной истории, угасает память предков, потом стираются национальная культура и самобытность народа.
Публикация «Парциальная программа патриотического воспитания детей 5–7 лет „Этих дней не смолкнет слава“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День Победы, 9 мая
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
К сожалению, в последнее десятилетие в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.
Современный философ А. С. Панарин говорит о том, что сейчас наступила «эпоха предельной порчи человека». Молодые люди лишены чувства исторической традиции, исторической ответственности. Выражение «потерянное поколение» - это сегодня уже суровая реальность. Кроме того, налицо практически полное отсутствие исторической памяти. Многие молодые люди не понимают, зачем нужно знать историю, а о понимании единства культурно-исторического процесса уже и говорить не приходится.
В связи с этим воспитание маленьких патриотов — одна из самых актуальных задач нашего времени. Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Содержание программы направлено на развитие представлений детей о Российской армии и исторических подвигах защитников Отечества и воспитание нравственно-патриотических чувств и качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста. Программа составлена на основе принципов музейной педагогики. Образовательная деятельность предполагает включение детей в исследовательскую деятельность по изучению исторического, краеведческого материала, открытие семейных реликвий.
Программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В соответствии с ФГОС ДО содержание программы «Этих дней не смолкнет слава» реализуется в ходе образовательной деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и др.); режимных моментов; в самостоятельной деятельности детей; а также через взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников.
Патриотическое воспитание детей осуществляется в процессе освоения ими всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО.
Программа состоит из трех разделов:
Целевой, содержательный и организационный. Также имеются приложения, которые включают в себя примерные конспекты занятий, дидактический материал и художественную литературу патриотической направленности.
Программа разработана в соответствии с последними нормативными документами:
В ФЗ 273 трактуется задача развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей, а также что образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения.
В Ст. 64 ФЗ «Об образовании в РФ» определяет, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических качеств, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
В изменениях закона "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" (статья 2, п. 2) раскрывается понятие воспитания : «Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».
Ст. 1.6. ФГОС ДО говориться об «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
В программе определены базовые ценности, которые являются основой для воспитания будущих граждан страны, осознающих ответственность и гражданский долг перед Отечеством.
Цель - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ознакомления с героическим прошлым Родины и воинскими подвигами, формирование гражданственности в процессе поисково-исследовательской деятельности детско-взрослого сообщества.
Задачи:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране в которой он живет. Формирование бережного отношения к природе и всему живому
• формирование любви к культурному наследию своего народа с использованием фольклорного материала (сказки, потешки, пословицы и др.)
• развитие познавательного интереса к истории страны, города, своей семьи в процессе поисково-исследовательской, проектной деятельности
• воспитание у детей патриотических чувств посредством музыкальной и изобразительной деятельности
• воспитание чувств патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами физической культуры; формирование у детей представления о физической силе как о способе защиты в опасных ситуациях и оказании посильной физической помощи окружающим людям
Принципы программы :
Основной принцип, по которому выстроены разделы программы – это принцип тематического доминирования, выражающийся в отборе содержания образования детей старшего дошкольного возраста на основе приоритета средств и материалов исторического краеведения, достоверных исторических событий-символов (не противоречащих различным мировоззренческим взглядам)
Ожидаемые результаты:
• сформированы представления детей о воинах-защитниках Отечества, о Российской армии, об образах мира и войны, государственной символике и событиях-символах в истории страны; о знаменитых личностях местности
• у детей развит интерес к истории своей страны на примере исторических событий и личностей, уважение к российской, государственной, военной символике, чувство гордости за свой народ, армию
• сформирован детский познавательный интерес к истории страны, города, своей семьи
• проявляется чувство гордости и уважения к защитникам Родины на основе конкретных достоверных исторических событий и образов, доступных детям и вызывающих у них яркие эмоциональные переживания
• дети почитают социально-культурные традиции уважения к памяти павших героев и дней воинской славы
• сформированы умения и навыки участия взрослых и детей в совместных детско-взрослых проектах нравственно-патриотической направленности
• родители (законные представители) осознают свою сопричастность к возрождению семейных традиций патриотического воспитания детей
• активное участие родителей в проектной деятельности, в поисково- исследовательской деятельности, мероприятиях и т. д.
Основным условием реализации программы является организация в образовательном учреждении детского музея воинской славы. Образовательная деятельность организуется в музее ДОО, в групповых помещениях (старшей и подготовительной групп, в музыкальном зале.
Для реализации программы в дошкольной организации созданы необходимые условия, отвечающие требованиям ФГОС ДО:
- материально-технические: наличие компьютера, интерактивная доска, интерактивный стол, магнитофона, музыкального центра, цифрового фортепиано, мультимедийной установки; DVD дисков, Интернет-ресурсы;
- психолого-педагогические, обеспечивающие уважение педагогов к личности воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям, ориентированных на интересы и возможности каждого ребёнка; защита детей от всех форм физического и психического насилия.
- развивающая предметно-пространственная среда, включающая литературу для детей по патриотическому воспитанию и литературу исторического содержания; иллюстративный, демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий; аудио- и видеоматериалы; методические разработки занятий, тематических вечеров; оформление тематических альбомов, выставок.
Структура программы.
Программа состоит из трё х тематических блоков:
Блок I «Как наши предки защищали свою землю от врагов» (ознакомление с образами былинных богатырей - Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича; смыслом воинской службы).
Блок II «Герои - защитники и спасители Отечества» (ознакомление с Галереей образов исторических личностей - Александр Невский, Дмитрий Донской, Козьма Минин и Дмитрий Пожарский, Павел Нахимов, Александр Суворов, Михаил Кутузов).
Блок III «Наша армия родная» (ознакомление с героическими защитниками страны в годы Великой Отечественной войны, земляками – участниками войн, Российской армией, значением воинской службы в семье каждого воспитанника дошкольного учреждения).
Тематическое планирование распределено в соответствии с календарем Дней воинской славы.
Срок реализации программы 2 года.
Старшая группа
1 Блок «Как наши предки защищали свою землю от врагов» (3 ч)
1 «Какая она Русь- матушка»
2 «Знания традиций и защиты своей страны»
3 «Русский воин»
2 Блок «Герои – защитники и спасители Отечества»(5 ч)
1 «Когда мы едины, мы непобедимы»
2 «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»
3 «Дмитрий Донской- защитник земли Русской»
4 «Подвигу жить в веках»
5 «Герои моей семьи» (исследовательская работа)
3 Блок «Наша армия родная» (4 ч)
1 «Вооруженные силы РФ»
2 «Их имена носят улицы нашего города»
3 «Книга - хранитель памяти» (метод семейных проектов)
4 «Будем Родине служить»
Подготовительная группа
1 Блок «Как наши предки защищали свою землю от врагов» (3 ч)
1 «Родину Мать – учись защищать»
2 «Былинные богатыри»
3 «Костюм и вооружение русского воина»
2 Блок «Герои - защитники и спасители Отечества» (6 ч)
1 «Александровские дни».
2 Битва на Куликовом поле.
3 Минин и Пожарский – герои земли Нижегородской.
4 Адмирал Нахимов – слава и гордость Российского флота.
5 Суворов. Военная крепость.
6 Бородинское сражение.
3 блок «Наша армия родная» (4 ч)
1 Российская армия сегодня.
2 Галерея победителей.
3 Труженики тыла в моей семье
4 Мы за мир.
5 Эхо афганской войны
Занятия проводятся 1 раз в неделю
Основные формы организации образовательного процесса: занятия, экскурсии, досуги и развлечения, патриотические акции.
Основные формы организации образовательного процесса – занятия, экскурсии, досуги и развлечения, патриотические акции, а также «виртуальные экскурсии» в увлекательный мир исторического прошлого нашей страны
Процесс нравственно-патриотического воспитания предполагает тесное сотрудничество с родителями (законными представителями, их участие в совместной деятельности
С учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста при реализации программы используются следующие методы:
• Словесный метод – беседы с элементами диалога, рассказы педагога или экскурсовода, чтение литературных произведений, ответы на вопросы и т. д.
• Наглядный метод – рассматривание иллюстраций, видеофильмов, мультфильмов,рассматривание экспонатов и памятников архитектуры во время экскурсий
• Практический метод – изготовление различных поделок, подготовка к
праздникам и проведение их, инсценировки, изготовление наглядных пособий, организация тематических выставок, проведение различных игр и т. д.
• Проектный метод – участие детей и родителей в осуществлении замысла, от его возникновения до его завершения с прохождением определённых этапов проектной деятельности
Полученные новые знания старшие дошкольники осмысливают и реализуют в различных видах творческой и игровой деятельности, создавая рисунки, аппликации, поделки – сувениры к праздникам и историческим датам. Творческая и игровая деятельность детей способствует развитию их воображения и фантазии, а также закреплению пройденного материала.
Для определения степени реализации парциальной программы разработана педагогическая диагностика. Задачи, которой определить степень реализации программных задач и выявить динамику нравственно-патриотического воспитания ребёнка для выстраивания дальнейшей работы. Диагностика носит индивидуальный характер и проводится педагогами групп ДОО. В случае необходимости к диагностике могут быть привлечены старший воспитатель, педагог-психолог, и другие специалисты детского сада.
Мониторинг проводится посредством бесед и наблюдения за ребенком в различных видах деятельности и итоговых занятиях.
Рекомендуемое время проведения – 2 раза в год (октябрь, май).
Октябрь - промежуточная диагностика степени сформированности основ нравственно-патриотического воспитания детей.
Май – итоговая диагностика индивидуального развития ребёнка по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
Педагогическая диагностика проводится в два этапа.
В программе для использования представлены:
-примерный перечень материалов и оборудования
-примерные сценарии занятий
-дидактические игры
-примерный список художественной литературы, стихотворений, пословиц и поговорок, мультфильмов, аудио и видео материалов, презентаций
-в дополнительном материале предложены комплексные занятия, сценарии праздников.
Программа «Этих дней не смолкнет слава» предполагает активное использование образовательных возможностей культурной среды ближайшего окружения, города (района, страны.
А разнообразие видов деятельности, возможности музейной педагогики, используемые в процессе реализации программы, расширяют пространство формирования патриотических чувств ребенка.