Ольга Евдокимова
Парциальная программа «Нравственное воспитание и творческое развитие детей посредством театральной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа позволяет в доступной для детей дошкольного возраста игровой форме моделировать различные жизненные ситуации и освоить адекватные способы решений при помощи театрализованной деятельности. При этом она ориентирована на поддержку разнообразия детства, обеспечивает вхождение детей в мир культуры, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Публикация «Парциальная программа „Нравственное воспитание и творческое развитие детей посредством театральной деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Цель программы : Воспитание одухотворенного человека-созидателя, укорененного в родной культуре, сохраняющего традиционные ценности и при этом готового к диалогу с другими культурами, способного к жизнетворчеству по универсальным законам добра, красоты, истины. Программа дает возможность пробуждению в дошкольниках чуткости, стремления делать добро и совершать благородные поступки.
Основные задачи:
1. Формирование у ребенка духовно-нравственного потенциала, базовых ценностей: доброты, сочувствия, чуткости, взаимопомощи, любви и сострадания ближнему.
2. Развитие способности радостно откликаться на красоту и многообразие окружающего мира в разных его проявлениях; пробуждение в дошкольниках чуткости, стремления делать добро и совершать благородные поступки.
3. Развитие воображения детей, поддержание проявления фантазии и смелости в изложении собственных творческих замыслов, стимулирование активности детей к организации самостоятельной театрализованной деятельности.
4. Формирование культуры общения и поведения ребенка, широкого кругозора, богатого духовного мира, устойчивых моральных норм.
5. Стимулирование активной позиции ребенка в поиске добра, в оказании помощи нуждающимся в ней.
6. Привлечение детей к свободному творческому экспериментированию разнообразными художественными средствами, развитие индивидуальной выразительности, обучение детей коллективной работе.
7. Развитие инициативы, самостоятельности детей в создании образов различных персонажей, развитие их умений выражать собственные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих.
8. Развитие умения использовать средства музыкальной и художественной выразительности – звук, ритм, интонацию, цвет, линию, форму, объем, композицию и т. д. для создания задуманного образа.
9. Создание на занятиях атмосферы добра, комфорта, уверенности, позитива через эмоциональное восприятие поступков героев, идущих к поставленной цели, делающих добро и совершающих благородные поступки.
Программа «Добромир» ориентирована на становление и развитие следующих качеств воспитанников детского сада :
• иметь базовые представления о себе, семье, обществе, государстве, окружающем мире (природе, культуре, обществе);
• любить свою семью, свой край, свой народ, испытывать чувство гордости за свою Родину (ее культуру, историю, достижения);
• знать о том, что Россию населяют разные народы, имеющие свою культуру (в т. ч. язык, традиции, искусство);
• иметь представление о том, что на нашей планете есть другие страны со своей культурой (устройством жизни и быта) и другими языками; способные к диалогу с представителями других культур;
• иметь начальные представления о искусстве театра в разнообразии его видов;
• уважать и принимать моральные нормы, нравственные установки и высшие ценности: личностные, семейные, национальные, общечеловеческие (универсальные);
• понимать роль традиций и ценностей в сохранении человеческого общества, культуры, мира на планете;
• знать о роли человека-труженика в создании предметного мира, общества, культуры, искусства, в т. ч. театрального;
• развивать любознательность, инициативу, коммуникабельность, самостоятельность, ответственность, доброжелательность, честность, справедливость, жизнерадостность;
• способствовать целенаправленно действовать, достаточно адекватно оценивать результаты своей деятельности (в сравнении с другими детьми, начинать понимать необходимость личной ответственности за результаты своей деятельности, поступки;
• понимать состояние и настроение другого человека (ребенка и взрослого); уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, аргументировано и с достоинством высказывать свое мнение; приобретать опыт разрешения конфликтных ситуаций;
• креативно (творчески, эстетически развиваться (в соответствии с возрастом); иметь опыт самореализации в разных видах творчества (театрального, речевого, изобразительного, конструктивного, декоративно-оформительского, музыкального и др.);
• проявлять интерес к освоению театрализованной деятельности на всех уровнях : восприятие, исполнительство, творчество;
• иметь опыт сотрудничества и сотворчества с другими людьми (детьми и взрослыми); уметь действовать в «команде»;
• активно и осмысленно выполняющий основные правила здорового образа жизни (гигиена, режим дня, прогулки);
• владеть основами личной безопасности (социальной, экологической, дорожной, пожарной, информационной и др.)
Предполагаемые результаты:
Усвоение основных положительных и отрицательных нравственных качеств человека : вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость; важные категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида; общие понятия гражданско-правового сознания: Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность, право, устав, режим.
Получение знаний и использование их в общении; активно применять правила вежливого общения; правильно вести себя в общественных местах (детский сад, театр, кино, музей, общественный транспорт и т. д., друг с другом, в семье; заботиться о родителях, младших; вести беседу, разговор, уметь высказывать и отстаивать свое мнение.
Осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие; уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать хорошие и плохие поступки. Терпимо относиться к людям, выходить достойно из возможных ситуаций и конфликтов; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать; действовать так, что бы природа не страдала от воздействия человека; выглядеть опрятно и аккуратно.
Детская театрализованная деятельность выступает уникальной формой осмысления ребенком социокультурной информации и тем самым обеспечивает интеграцию интеллектуального, речевого и эстетического развития.
Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.