Светлана Ромашкина
Развитие речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Папка по самообразованию 2020–2021
Самообразование
РОМАШКИНА СВЕТЛАНА ЛЕОНИДОВНА
воспитатель 1 квалификационной категории
ТЕМА
«Развитие речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора!»
1. Ромашкина Светлана Леонидовна - 29.09.1978г
2. Образование - средне специальное, Ангарский педагогический колледж год
3. Квалификация - Воспитание детей дошкольного возраста
4. Специальность: Дошкольное образование
5. 1 квалификационная категория
Публикация «Развитие речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
6. Стаж работы в ДОУ 18 лет
В моей работе меня привлекает то, что можно себя попробовать в разных направлениях.
Педагогическое кредо:
«Давать детям знания, нежность и
любовь и с каждым ребёнком
расти вновь и вновь!
Тема самообразования - «Развитие речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора!»
Цель самообразования:
Повышение педагогической компетентности.
Актуальность
Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому, считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.
Цели и задачи развития речи у младших дошкольников по средствам устного народного фольклора.
Цель: Использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей младшего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной.
Задачи:
Развивающие задачи :
- Развивать речевые способности детей младшеговозраста;
-Расширять словарный запас;
-Формировать связную речь;
Образовательная задача:
- Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, приговорки, заклички, колыбельные песни);
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;
- Обеспечить формирование открытости, доброжелательности.
- Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.
Методы и приёмы развития речи у младших дошкольников по средствам русского народного фольклора, которые я использую в своей работе:
1. Беседа после чтения.
Правильно поставленный вопрос заставляет детей думать, размышлять, самим делать выводы, глубже осознавать нравственную сущность фольклорного произведения.
2. Использование иллюстративных материалов: картин, иллюстраций, персонажей кукольного театра, разнообразных предметов, о которых идет речь в произведение.
Это важно, так как у детей наглядно-образное мышление.
3. Выполнение разнообразных творческих заданий.
Они позволяют развивать у детей мыслительные процессы, инициативу, самостоятельность и творческие способности.
(Например, показать на бубне, как идет медведь, как прыгает зайчик.)
4. Речевые упражнения: подобрать слова, характеризующие персонажа, – какой он? Выполнить задание на подбор сравнений, воспроизвести диалоги персонажей – поупражняться в интонационной выразительности и др.
5. Использование музыкальных произведений и музыкальных инструментов.
Они помогают создать настроение, вводят в атмосферу фольклорных произведений. С песнями детям легче перевоплощаться, двигаться. Можно использовать звук колокольчика он влечет, созывает, завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, успокоить. С помощью муз. инструмента можно настроить детей на то, чтобы они смотрели на человека, который его держит.
6. Использование малых форм фольклора :
а) Загадки - это важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка.
Загадка – форма образного словесного творчества. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Поэтому детям могут быть предложены для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Народные загадки раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли.
б) Пестушки используются, чтобы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение (Сидели два медведя)
в) Колыбельные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам.
г) Фольклорные прибаутки – небольшие стихотворения из двух-четырех, редко восьми строчек. Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя - коток, курочка –рябушка.
Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться передавать это смешное в слове. Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки. (Мишка косолапый)
7. Игры – драматизации очень важны в развитии речи. Ребенок вживается в роль персонажа, передаёт его эмоциональное состояние, вступает во взаимодействие с партнёрами. (Вышла курочка гулять)
8. Игры – забавы с использованием фольклора. Я стараюсь вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность (Большие ноги).
Таким образом, использование малых форм фольклора в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных приемов и методов.
План реализации темы:
Тема рассчитана на два года с 2020 по 2022года.
Пути реализации:
1. Индивидуальные и групповые занятия, беседы.
2. Повседневная жизнь в группе.
3. Изучение разных форм фольклора.
4. Работа с родителями.
5. Театрализованная деятельность.
Прогнозируемый результат:
У воспитанников:
-сформируется устойчивый интерес к русскому народному творчеству, традициям и культуре родного края;
-повысится уровень связной речи;
-словарь детей обогатиться новыми словами, оборотами, выражениями.
У педагогов:
-повышение теоретического уровня по теме проекта;
-внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами фольклора;
-обобщение и распространение опыта.
У родителей:
- взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи;
-желание использования фольклора в играх с детьми дома
Этапы работы по теме самообразования на 2020 -2021г
«Развитие речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора!»
воспитателя Ромашкиной Светланы Леонидовны
1 квалиф. категории
Этапы Содержание работы Сроки
Теоретический этап Изучение и подборка литературы:
1. С. Е. Большакова, Игры и упражнения. Творческий центр Москва, 2009г.
2. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт-Петербург, 2002г.
3. В. Цвынтарный «Играем пальчиками – развиваем речь», Моска, 2009г.
4. Использование Интернет-ресурсов.
5. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985
Сентябрь
Практический этап Наглядная информация на стенд в приёмной :
1. Консультация «Роль фольклора в развитии речи детей!».
2. Подборка художественной литературы для чтения дома: потешки, заклички, загадки, пестушки, колыбельные…
3. Памятка – рекомендация
«Чтение русских народных сказок – дома!».
4. Фото – выставка с участием детей.
Сказки - «Теремок», «Репка».
Подбор фольклорного материала для режимных моментов (потешки, заклички, загадки, пестушки)
* Подборка аудио и видео сказок на русском языке.
*Составление картотеки загадок.
*Составление картотеки речевых игр
*Составление картотеки потешек, пестушек, закличек, колыбельных песен
* Составление картотеки пальчиковых игр.
* Показ театральной деятельности: «Теремок», «Репка»
Реализация теоретического и практического этапа.
Использование собранного материала во всех режимных моментах.
План работы по использованию данного материала в режимных моментах.
Ожидаемый результат:
1. Обогащение словарного запаса детей
2. Приобщение к народному творчеству
3. Во влечение родителей в развитие речи детей через малые формы фольклора
4. Пополнение методической копилки
5. Обогащение опыта и самореализация по теме самообразования.
План работы по теме самообразования с детьми младшего дошкольного возраста на год.
Сроки
Содержание работы Практические выходы
Сентябрь Оформление центра «ФОЛЬКЛОР» Введение детей в тему работы.
Октябрь Чтение и разучивание потешек
(картотека потешек)
Костюмированные-инсценировки потешек
Ноябрь Театрализованная деятельность (театрализованная постановка) Мини – сценки русских народных сказок: «Теремок», «Репка»
Декабрь Художественное слово – чтение и разучивание пестушек
Игры – инсценировки
Январь Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. Игровая деятельность в режимных моментах. «Поиграем с пальчиками».
Февраль Колыбельные песенки! Использование песенок в свободной игровой деятельности детей.
Март Игры – забавы!
Народные хороводы, народные подвижные игры.
Развлечение «Широкая Масленица»
Апрель
Знакомство с закличками, потешками о солнце. Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
Художественное творчество.
Вернисаж детских рисунков:
«Солнышко яркое!»
Май Повторение изученного материала Выступления детей для педагогов и детей д. сада и родителей.
Мини – сценки, чтение потешек, закличек.
Работа с семьями воспитанников по теме самообразования в течении года по квартально
Сроки реализации
Практический выход
Сентябрь -ноябрь
Наглядная информация на стенд в приёмной :
1. Консультация «Роль фольклора в развитии речи детей!».
2. Подборка художественной литературы для чтения дома: потешки, заклички, загадки, пестушки, колыбельные…
3. Памятка – рекомендация
«Чтение русских народных сказок – дома!».
4. Фото – выставка с участием детей.
Сказки - «Теремок», «Репка».
Декабрь-февраль
Продуктивная работа.
Совместное творчество детей и родителей.
Разучивание потешек, песенок дома совместно с родителями.
Зарисовки – рисунки.
Оформление выставки
Март - май
1. Семейный конкурс
«Отгадай загадку – нарисуй отгадку».
2.«Вечерние посиделки»
(творческий вечер с участием родителей) - по ситуации.
3. ФОТО - отчёт о проделанной работе с детьми за год.
Работа с педагогами детского сада по итогам темы самообразования
Март Открытый показ НОД во второй младшей группе.
Занятие по развитию речи в младшей группе с использованием малых форм фольклора «Домашние животные»
Май ОТЧЁТ о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.
Анализ – вывод по теме самообразования
«Развитие речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора!»
Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимает особое место в воспитании.
Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества.
Моя тема по самообразованию: «Развитие речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора!»
Работая с детьми младшего возраста, заметила, что дети очень плохо стали говорить. А ведь за речью ребенка важно следить с младенчества. Поэтому для развития речи маленьких детей решила использовать русский народный фольклор.
Слово «фольклор»- означает «народная мудрость», устное народное творчество.
Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, заклички, пестушки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с педагогикой и широко применялись в работе ДОУ. А между тем, правильно поставленная речь грамотная, эмоционально насыщенная позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, вписаться в любой коллектив. Это приводит к уверенности в себе. Поэтому, я считаю, что необходимо начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.
Я начала искать литературу, которая могла бы помочь составить конкретный план по развитию речи детей. Перечитала много книг и статей, просмотрела интернет сайты касающихся этой проблеме.
Исходя из обозначенных проблем поставила перед собой цель.
Цель: Использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей младшего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной.
И определила следующие задачи:
Развивающие задачи :
- Развивать речевые способности детей младшего возраста;
-Расширять словарный запас;
-Формировать связную речь;
Образовательная задача:
- Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, приговорки, заклички, колыбельные песни);
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;
- Обеспечить формирование открытости, доброжелательности.
- Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.
Свою образовательную деятельность строю на использовании следующих жанров фольклора : потешки, заклички, колыбельные песни, пестушки, загадки,сказки. Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, в разных режимных моментах: КГН (умывалочки – «Водичка – водичка, умой моё…., причёсывание, одевалочки., утренние беседы с использованием пальчиковых игр, индивидуальная работа, свободная игровая деятельность, НОД, бодрилочки после сна, и. т. д.
Я заметила, что при прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, спокойствие, благополучие.
Чтобы словом, заставить ребёнка внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи и свободно использовать её. Нельзя говорить с детьми серым, бесцветным языком. Нужно быть эмоционально – живым, артистичным и натуральным, все должно происходить от души и сердца
Чтобы дети быстрее запомнили колыбельную песенку или потешку я показывала и проигрывала действия по тексту, ведь наглядно – действенное восприятие в младшем возрасте более действенно и эффектно. (Киска – киска, киска брысь. На дорожку не …. Мы брали игрушку кошку и с ней выходил ребёнок, проигрывали все действия).
Я ставила перед детьми задачу не только запомнить потешку, эмоционально ее прочитать, но и самим попытаться ее обыграть. Дети с удовольствием учились двигаться, говорить, как лисичка, заяц, медведь и т. д. в зависимости от того, о ком потешка. Конечно не все дети могли передать характер персонажа, но с каким интересом они относились к нашему маленькому «театру!». В нем появились и свои «звезды».
Например, ни кто лучше Лены К не мог сыграть роль кошки из «Кошкиного дома», а у Гриши Г – «Мишка – косолапый по лесу…», эмоционально получалось у Егора И играть «Кота Ваську», и. т. д.
После таких обыгрываний, малыши быстрее запоминали песенки и потешки и переносили их в повседневную игру.
Потешки я подбирала самые различные. Это потешки, отражающие элементы народного быта и знакомящие с домашними животными, олицетворяющие природу «Солнышко – вёдрышко…»,«Дует лёгкий ветерок.», «Дождик лей, лей»….и. т. д
Русские народные сказки - эффективный фактор развития речи.
В образовательной деятельности и в свободное время, работая над речью детей, большое внимание уделяла русским народным сказкам.
Малыши с удовольствием слушают сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и другие.
Сказки я всегда стараюсь не читать, а рассказывать. Я считаю, что когда воспитатель не смотрит в книгу, а смотрит на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и смотрит на каждого, видит их выражения лиц и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Народные сказки, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Дети быстро запоминают такие образы, как петушок - золотой гребешок, козлятушки - ребятушки, коза - дереза и другие.
Повторение песенок героев народных сказок например: Я колобок – колобок, по амбару…., их повторяющихся имен – бабка за дедку, за Жучку, за Мурку) закрепляется в сознании детей, и дети начинают использовать их в своих играх, учатся рассказывать сказки самостоятельно.
После рассказывания сказки проводила беседу, которая помогает детям лучше понять содержание сказки, вела словарную работу: объясняла непонятные слова, выражения, дети осваивали новые слова. Эту работу так же проводила и при рассказывании и заучивании потешек.
Рассказывание сказок всегда завершала одной из традиционных для русского фольклора концовок, например: «Вот так они жили – поживали и добра наживали.», «Добрыми нужно быть всегда, добро всегда побеждает зло!».
Заучивание колыбельных песен, завораживает слух детей – эта легкая монотонность в голосе, успокаивающая нотка — песни, исполняемые матерью при укачивании ребенка. Колыбельная песня является одним из древнейших жанров фольклора. После заучивания колыбельных песен я заметила, что дети во время игр с мягкими игрушками и куклами их напевают, качая на руках или катая в коляске.
Заклички - представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Например – «Божья коровка лети на небо, «Дождик – дождик веселей капай – капай не жалей,. «Радуга дуга не давай дождя.». Во время прогулок очень хорошо использовать заклички.
Во время работы с детьми по данной теме я заметила интерес детей к малым формам фольклора их заинтересованность и отзывчивость. Дети стали более эмоциональны и раскрепощены у них возникает яркое желание участвовать в играх – инсценировках в коротких сценках с использованием масок. дети стали открытыми и не стесняются повторять и подрожать, даже если у них плохая речь. Мы не заостряем внимание на том, что у нас не получается, всё превращаем в шутку – прибаутку.
Знакомя детей с потешками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям, развивает их связную речь. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее., фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного, нравственного развития детей, имеют исключительно большие возможности для развития речи детей.
Вывод
В результате обобщения опыта своей работы, я пришла к выводу, что приобщение к устному народному творчеству - фольклору, способствует:
- развитию связной речи детей,
- обогащение активного словарного запаса,
- развитию грамматического строя речи,
- правильного звукопроизношения,
- развитию творческих способностей детей,
-формированию любви к прекрасному, к своему народу, его обычаям, традициям, богатству языка.
Развивая речь детей, мы не только передаем знания, но и занимаемся воспитанием их душ. Следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) .
В процессе моей работы я получила результаты:
У воспитанников:
-начинает формироваться устойчивый интерес к русскому народному творчеству
-повысился уровень связной речи;
-словарь детей непрерывно обогащается новыми словами, оборотами, выражениями
Работая над развитием речи дошкольников, можно определенно сказать, что это - ПРОБЛЕМА! .
В работе моими помощниками являются родители.
Считаю, что только совместная работа с родителями даёт положительные результаты. Регулярно провожу беседы по интересующим их вопросам, стараюсь устанавливать доверительные и доброжелательные отношения, привлекаю к активному участию в жизни группы и детского сада. Организовываю и провожу семейные конкурсы рисунков, поделок на различную тематику.
С целью вовлечения семьи в образовательный процесс пропагандирую педагогические знания среди родителей, используя разнообразные формы : анкетирование и опросы родителей, подборку тематических консультаций, листки – памятки, «Библиотеку для молодых родителей», родительские собрания, индивидуальные беседы. С их активной помощью создана часть развивающей среды группы : оформление картотек по развитию речи, (распечатывание, ламинирование, изготовление пальчикового театра по сказкам, изготовление макета – подставки ладошки для театра, подбор художественной литературы на тему фольклора, изготовление масок для проигрывания потешек… .
В результате систематической работы у меня сложились с родителями доброжелательные и доверительные отношения, которые помогают формированию у детей положительных черт характера, усвоению программного материала.
В течении года во время работы составила картотеки потешек, закличек, колыбельных песен, пальчиковых игр, игр с использованием фольклорных форм. Сделала большую и разнообразную подборку художественной литературы
Постоянно повышаю свой профессиональный уровень: посещаю методические объединения, вебинары, круглые – столы, семинары как очно так и заочно онлайн. Активно участвую в методической работе ДОУ.
Изучаю передовой педагогический опыт коллег на образовательных сайтах для работников дошкольного образования:
Перспектива на перёд по теме самообразования
«Развитие речи детей младшего и среднего возраста средствами малых форм фольклора!»
Дальнейшая работа по разрабатываемой теме предполагает:
1. Накопление дидактического материала: игр. фотографий, иллюстраций и т. д. ;
2. Расширение и пополнение картотек.
3. Конкурс чтецов на лучшее исполнение малых форм фольклора на уровне ДОУ
4. Организация и проведение праздника. на основе изученных малых форм фольклора;
5. Организовать в ДОУ и группе уголок «Устное народное творчество» с использованием малых форм фольклора.
6. Проведение мониторинга (диагностики)
1. Диагностика уровня речевого развития детей.
2. Наблюдение
Основные параметры мониторинга (диагностики) речевого развития детей :
1. Умеет отвечать на вопрос полным распространённым предложением (из 3 и более слов) .
2. Умеет подбирать синонимы и антонимы в пословицах и поговорках, в речевой ситуации.
3. Пересказывает сказку.
4. Умеет замечать неточности в небылицах.
5. Умеет отгадывать загадки и доказывать отгадку.
6. Умеет объяснять значение слова по функциям предмета (например, объяснить значение пословицы)
7. Называет жанры фольклора (3 и более)
Критерии оценки вопросов :
Высокий уровень - ребёнок составляет предложение из 3 и более слов; правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, в речевой ситуации; замечает неточности в небылице; может пересказать основной сюжет сказки; правильно поясняет значение слов; умеет доказать отгадку. Кроме того, много знает пословиц, поговорок, считалок и т. д.
Средний уровень – ребёнок составляет предложение из 2 слов; подбирает синонимы и антонимы, но не в требуемой грамматической форме; в речевой ситуации называет по одному слову; даёт свои варианты, исправляя неточности в небылице; вместо значения слов даёт описание предмета, либо даёт не точное объяснение; отгадывает загадку, а объяснить не может; составляет пересказ, используя отдельные слова; называет по одному - два примера на каждый предложенный жанр.
Низкий уровень – ребёнок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово; не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы использует частице «не»; в речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова, либо также использует частицу «не»; не замечает неточность в небылице; загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку; составляет рассказ пересказа без учёта задания; практически не знает пословиц, загадок, считалок, поговорок и т. д.