Наталья Оконникова
Памятка воспитателю по организации и проведению прогулки
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка воспитателю по организации и проведению прогулки
«День, проведённый ребёнком без прогулки,
потерян для его здоровья»
Г. А. Сперанский
Цели и задачи прогулки :
снятие напряжения, разрядка после занятий;
оптимизировать двигательную активность детей;
оказывать закаливающее воздействие на организм;
способствовать развитию наблюдательности и познавательных способностей детей;
знакомить детей с родным краем, его достопримечательностями, трудом взрослых;
развивать самостоятельность.
Публикация «Памятка воспитателю по организации и проведению прогулки» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Прогулки. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
воспитывать эстетические чувства, культуру поведения.
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ВОСПИТАТЕЛЯ : обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.
При планировании воспитательной работы на прогулке воспитатель должен предусмотреть равномерное чередование спокойной и активной двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности должна изменяться с учё том конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности.
На прогулке планируются наблюдения предметов и явлений общественной жизни и природы, наблюдения за трудом взрослых. В календарном плане воспитатель конкретно указывает, что дети будут наблюдать, с какой целью, каким видом труда будут заняты, как будут распределены обязанности между ними.
Планируя прогулку, воспитатель должен предусмотреть индивидуальную работу по физическому воспитанию в занимательной, игровой форме, спортивные игры и развлечения. Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все дети. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры, новые впервые вводятся и разучиваются на физкультурных занятиях.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ :
игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование,
наблюдение, детский труд.
Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 - 4 часа. Продолжительность прогулки определяется ДОО в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день (в 1 и 2 половину дня, а летом вся жизнь детей переносится на открытый воздух (за исключением сна и приема пищи).
Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте и от 20 до 25 минут в старшем и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
Время, отведенное на прогулку, должно строго соблюдаться!
НА ПРОГУЛКЕ ПЛАНИРУЮТСЯ :
Наблюдение.
Труд. Трудовые поручения.
Творческие, сюжетно-ролевые, дидактические игры.
Индивидуальная работа с детьми.
Самостоятельная деятельность детей.
Подвижные игры.
НАБЛЮДЕНИЕ - основной метод обучения. Наблюдения в младшей группе должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными; в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- задания должны быть посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышать 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.
В младшей группе индивидуальные поручения состоят из 1-2 трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Работу организует как «труд рядом». В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; постоянное внимание к качеству работы. У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год). На прогулке обязательно проводятся 2 подвижных игры.
* Младший возраст – 6-10 минут, рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).
* Старший возраст – 10-15 минут, проводятся игры- эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА - закрепление, каких-либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
• Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно - ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т. д. Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль за деятельностью детей на протяжении всей прогулки.
Прогулки бывают разных видов :
* Целевая прогулка;
* Прогулка–задание (имеющая цель – поздравить товарищей или взрослых с праздником, пригласить гостей на мероприятие, известить население или товарищей о каком –то мероприятии);
*Прогулка–задача (направленная на решение поставленной задачи - определить расстояние, с какой стороны дует ветер, цвет, величину предмета);
* Прогулка–поиск (найти лекарственные травы, природный материал);
*Прогулка–фантазия (сделать зарисовку, придумать сказку, составить букет);
* Прогулка–показ (познакомить с достопримечательностями, с различными предметами, объектами и их свойствами, редкими деревьями, кустарниками);
*Прогулка–практикум (закрепление различных знаний - ПДД, безопасность);
* Комбинированная прогулка с играми, занятиями, трудом, экскурсией.
* Прогулка-экскурсия (не реже 1 раза в месяц, начиная со средней группы,
* Прогулка–поход (для ориентирования на местности);
* Прогулка-развлечение (с персонажем, напр. «В гостях у Колобка",
* Прогулка – событие («Нам песочек привезли», «С днем рождения, Земля!»,
*Спортивная прогулка (виды деятельности объединены спортивной тематикой, напр., «Страна спортивных мячей»).
Требования безопасности при организации прогулок :
Перед выходом на прогулку работники ДОУ должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева.
В процессе прогулки воспитатель должен обучать детей навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.
В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались или не перегревались.
В зимний период в дни отмены прогулок на свежем воздухе необходимо компенсировать недостаток двигательной активности детей организацией динамической прогулки в помещениях ДОУ.
Обработка игрушек проводится ежедневно после прогулки. Игрушки моют или стирают ежедневно в конце дня, а в группах раннего возраста - 2 раза в день.
На прогулке запрещается :
• Оставлять детей без присмотра, одних на площадке.
• Выход детей за территорию детского сада без сопровождения воспитателя.
• Выход воспитателя на прогулку в одежде не соответствующей технике безопасности и погодным условиям.
Таким образом, содержание образовательного процесса детей дошкольного возраста на прогулке должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование разнообразных видов деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.