Колясникова Светлана
Памятка для воспитателей в детском саду «Тико»
▼ Скачать + Заказать документы
«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.
Педагогическая целесообразность использования ТИКО обусловлена важностью развития навыков пространственного мышления, как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития дошкольников.
Публикация «Памятка для воспитателей в детском саду „Тико“» размещена в разделах
Актуальность работы с ТИКО : обеспечение развития детского творчества, психических процессов, познавательной активности, мелкой моторики, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Что же можно решить с помощью конструктора ТИКО? Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника.
Работая с конструктором ТИКО, мы можем решить сразу несколько проблем:
1) создание развивающей среды;
2) организация развивающих занятий;
3) реализация проектной деятельности в детском саду.
Использование обучающих конструкторов ТИКО можно использовать в различных направлениях:
1) в театральном уголке можно конструировать из ТИКО-деталей декорации и персонажи для сказок;
2) в физкультурном уголке – для спортивных игр и соревнований можно использовать различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;
3) кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью можно сконструировать из ТИКО;
4) в уголках с сюжетно-ролевыми играми
5) в уголке лепки и изодеятельности также можно сконструировать красочные узоры и орнаменты из ТИКО;
6) уголок чтения оснастить набором «Эрудит» - дети могут брать оттуда буквы и составляют нужные им для игр слова;
7) для детей с математическим складом ума набор «Геометрия» из ТИКО – деталей которого собирают фантазийные и геометрические фигуры, сконструировать двузначные числа, числовые выражения на сложение, вычитание с помощью набора «Арифметика»;
8) в строительном уголке построить из ТИКО дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.
Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.
Задача родителей и воспитателей состоит в том, чтобы окружить детей такой средой и системой межличностных отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и развивали в детях именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Виды конструирования:
• по замыслу (сам. творч. тип,
• по образцу (видны детали);
• по условиям (по памяти);
• по модели (детали скрыты, шаблону;
• по теме.
Конструирование с ТИКО :
1. по полной схеме
2. с помощью слухового диктанта
Ожидаемый результат: 1 год обучения (3–4 года) По окончании дети должны знать:
• основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник);
• понятия «один» – «много»;
• числа от 1 до 3.
По окончании дети должны уметь:
• сравнивать и классифицировать фигуры по одному свойству;
• ориентироваться в свойствах: большой – маленький, высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, красный – синий – желтый – зеленый;
• считать и сравнивать числа от 1 до 3;
• ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «сбоку», а также – над, –под, –в, –на, –за, –перед;
• конструировать плоские фигуры по образцу, по схеме.
Ожидаемый результат: 2 год обучения (4–5 лет) По окончании дети должны знать:
• плоские геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция);
• различные виды многоугольников;
• числа от 1 до 5.
По окончании дети должны уметь:
• сравнивать и классифицировать многоугольники по 1–2 свойствам;
• ориентироваться в понятиях «вперед», «назад», «далеко», «близко», «около», «выше», «ниже», «между»;
• считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до 5);
• конструировать плоские и объёмные конструкции по образцу, по схеме.
Ожидаемый результат: 3 год обучения (5–6 лет) По окончании дети должны знать:
• различные виды призм и пирамид;
• числа от 1 до 10.
По окончании дети должны уметь:
• сравнивать и классифицировать многоугольники по 2–3 свойствам;
• ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»;
• считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до 10);
• конструировать фигуры по образцу, по контурной схеме, по словесной инструкции и по собственному замыслу.
Ожидаемый результат: 4 год обучения (6–7 лет) По окончании дети должны знать и уметь:
• различные виды многогранников;
• понятия о «периметре» и «площади» геометрических фигур.
По окончании дети должны уметь:
• конструировать и исследовать многогранники;
• владеть основами моделирующей деятельности;
• ориентироваться в понятиях «направо», «налево», «по диагонали»;
• сравнивать и анализировать объемы различных геометрических тел;
• решать комбинаторные задачи;
• выделять «целое» и «части»;
• выявлять закономерности;
• считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до 20);
• конструировать объёмные фигуры по технологическим картам;
• создавать собственные ТИКО-изобретения путем комбинирования изученных геометрических модулей (многоугольников, многогранников).