Ирина Подлесная
Памятка «Коррекционно-логопедическая работа по развитию номинативного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для учителей – логопедов ДОУ
«КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
I этап: Развитие пассивного словаря существительных.
Задачи:
- Развитие номинативного словаря.
- Развитие слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
«Проговаривание наименований предмета»
Темочки:
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Содержание: Используются предметы или их изображения по изучаемой лексической теме. При ознакомлении с новым словом взрослый просит детей повторить его вместе хором. Затем взрослый задает вопрос о предмете каждому ребенку: «Скажи, что это?»
Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета.
Содержание: Педагог просит детей закрыть глаза («Раз, два, три, не смотри!», прячет и задает вопрос: «Где автобус?» Дети ищут предмет по подсказке взрослого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо». Подсказка может быть дана в записках, разложенных по группе (зачитывает взрослый): «Ищите автобус рядом с книжной полкой»; «Ищи автобус там, где много есть воды»; «Ищи автобус под елкой»; «Ищи автобус там, где много машин». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово.
II этап: Активизация и закрепление словаря существительных.
Задачи:
- Актуализация и обогащение словаря существительных.
- Развитие словесно-логического мышления.
- Развитие слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
Игра «Угадай, кто так делает?»
Содержание: Дети встают в круг. Педагог бросает мяч одному из детей и предлагает угадать: Воркует кто? (Голубь.) Жужжит кто? (Жук.) Жалит кто? (Пчела.)
Игра «Чудесный мешочек».
Содержание: Каждый ребенок, закрыв глаза, достает один из предметов одежды (кукольной) и угадывает название. При этом произносит: «Я взяла сарафан, кофту, куртку». Далее педагог просит разложить одежду на две стопочки: в одной - для девочек, в другой для мальчиков.
Игра «Разложи картинки по сходству».
На доске выставляется ряд картинок: овца, дерево, корова.
Содержание: детям раздаются картинки: свитер, шапка, варежки, шарф (к картинке овца); стол, деревянные грабли, деревянные ворота или забор, стул (к картинке дерево); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке корова). У каждого ребенка по 2—3 картинки. Педагог предлагает детям положить свою картинку к одной из трех картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.
Игра «Какое что бывает?»
Педагог спрашивает, что бывает высоким, а ребенок отвечает: дерево, столб, человек и др. Здесь можно провести сравнение: что выше дерево или человек?
На вопрос о том, что бывает широким, дети отвечают: река, дорога, лента и др. Затем, побуждая ребенка к сравнению, можно спросить: «А что шире ручеек или река?». Играя дети учатся классифицировать предметы по цвету, по форме /Что бывает красным, зеленым, круглым? /.
Узнавание предметов по эпитетам. Зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая – что это? Береза.
Подбор предмета к действиям. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет – что это? Солнце.
Игра «Слово-ассоциация». Педагог называет слово, допустим, «мёд», и просит ребёнка назвать, что он представляет, когда слышит это слово? Например: ребёнок назовёт слово «пчела», тогда следующий игрок должен назвать свою ассоциацию, но к новому слову – например, «цветок», «луг», «пасека» и т. д.
Игра «Кому принадлежит фраза?» Человек, какой профессии мог сказать данную фразу.
- Откройте рот и скажите «а-а-а-а-а-». (Врач.)
- Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или черные? (Портной.)
- Сколько килограммов картошки вам взвесить? С вас 25 рублей. (Продавец.)