Лещенко Анастасия Игоревна
Памятка для родителей по развитию эмоционального интеллекта у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональный интеллект (EQ, emotional quotient) — это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения собеседника, его мотивацию и желания. Родителям и педагогам важно не только понимать что такое ЭИ, но также иметь средство, чтобы помогать себе и детям обращать внимание на то, что туда входит.
Эмоциональный интеллект включает в себя :
- умение всматриваться в другого человека
- понимать состояние другого человека
- заботиться о другом
Публикация «Памятка для родителей по развитию эмоционального интеллекта у детей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
- вчувствоваться в состояние другого
- иметь достаточный запас слов, чтобы описать свои и чужие эмоции
Когда у ребенка и взрослого имеется необходимый запас слов, он может озвучить свои глубинные чувства, используя фразы-переживания. Если человек говорит о своих глубинных чувствах, то:
- ему становится легче пережить свои эмоции
- развивается его душа и психика в направлении осознания себя
- развивается его способность к здоровой и дружелюбной коммуникации
Основная ошибка в контроле над эмоциями – попытка их подавить, либо проигнорировать. Вместо этого их нужно проживать, оттачивать внутренние и внешние способы реагирования.
Дети реагируют на все очень эмоционально. Отобрали игрушку, не купили конфету – проронили слезу, и наоборот, мама пришла пораньше с работы или на улице увидели трактор – бурная радость. Проявление эмоций не ограничивается только радостью и грустью, они могут выражать гнев, удивление, стыд, досаду, восхищение и другие сложные эмоции. Но далеко не всегда они являются осознанными. Дети с недостаточно развитым эмоциональным интеллектом не могут ответить на вопрос, что они чувствуют в данный момент. Кроме этого, они испытывают трудности в общении из-за того, что не обращают внимания на чувства окружающих или неправильно интерпретируют их эмоции. Именно с развитием эмоционального интеллекта связаны способности к сопереживанию и эмпатии.
Психологи пришли к выводу, что уровень развития эмоционального интеллекта напрямую влияет на самооценку ребенка. Те дети, которые научились распознавать свои и чужие эмоции, понимают их причину - обычно уверены в себе, более устойчивы к стрессам, легче адаптируются к новым условиям. В то же время малыши с недостаточно развитым эмоциональным интеллектом склонны к тревожности – любая неудача может восприниматься ими как личная трагедия.
Эмоциональный интеллект начинает формироваться у ребенка с самого рождения. Это происходит естественно, когда мама или другой близкий взрослый откликается на его эмоции, дарит свою заботу и ласку. Дошкольник только начинает формироваться как личность. Поэтому эмоциональный интеллект очень важен для этой категории граждан. Ребята с высоким уровнем ЭИ смотрят на жизнь в «положительном ключе», соответственно, их детские воспоминания наполнены радостью и счастьем. Они лучше усваивают информацию, им будет легче адаптироваться в школе. Да и в отношениях со сверстниками они более лояльны. Как результат – большое количество друзей в детском садике и в дальнейшем в школе.
О высоком уровне ЭИ у дошкольника говорят следующие признаки:
1. Если ребенок расстроен, он точно знает причину этого. Ведь ребенка с высоким уровнем ЭИ не бывает «простых капризов».
2. Он всегда может объяснить, чем конкретно он недоволен и при этом не скрывает этого от взрослых (особенно если причина действительно рациональная).
3. Ребенок чувствует, когда кому-то плохо (как в моральном, так и в физическом плане). Эмоциональный интеллект – это не только умение определять «свои горести», но и сопереживать другим. Если у ребенка достаточно развит этот навык, он никогда не будет веселиться, когда окружающие его люди страдают. Напротив, он как минимум постарается выяснить причину этого.
4. Ребенок может признавать свои ошибки. Конечно, в дошкольном возрасте этот навык только начинает формироваться. Но если родители замечают, что их чадо после того, как оно, например, сломало игрушку, начинает обвинять в этом других – это серьезный повод для беспокойства.
5. Ребенок может решать конфликты со своими сверстниками. При этом он не пускает в ход грубую физическую силу (что, к сожалению, иногда наблюдается в детских садах) и не жалуется родителям.
6. Ребенок тянется к общению со сверстниками. Социализация – это важный фактор развития. Если оно проходит в «штатном режиме», то дошкольник будет тянуться к общению со своими ровесниками.
Несколько простых игр для родителей и детей по развитию ЭИ.
Игра «Угадай эмоцию»
Ход игры: дети и родители по очереди загадывают друг другу различные эмоции. Причем показать их нужно только с помощью своей мимики и жестов. Говорить какие либо слова запрещено.
Игра «Слепой крокодил».
Ход игры: родитель и ребенок садятся друг напротив друга, закрывают глаза и стараются показать какую-то эмоцию (например, чтобы показать гнев, можно использовать сжатые кулаки, а чтобы показать радость – аплодисменты).
Игра «Копилка добрых дел»
Ход игры: вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее.
Игра «Угадай!»
Ход игры: закройте лицо руками, а когда откроете, на нем должна быть изображена какая-то эмоция. Предложите ребенку угадать, что вы изобразили. Потом поменяйтесь с ребенком ролями.
Игра «Как я говорю?»
Ход игры: попробуйте произнести одну и ту же обычную фразу, например: «Доброе утро!», с разными интонациями (радостно, грустно, зло, удивленно, испуганно и т. д.) Пусть ребенок попробует угадать эмоцию. Придумайте другую фразу и поменяйтесь ролями.
Упражнение “Как избавиться от печали”
Ход упражнения: печаль - это хмурые тучи, которые залетают внутрь, и ты начинаешь грустить. Прогони эти серые тучи!
Вдохни глубоко-глубоко.
Дуй сильно-сильно, чтобы все до одной хмурые тучи вылетели прочь
Улыбнись. Это засияло доброе солнышко. На смену печали пришли радость и спокойствие.
Упражнение “Прогони гнев”
Ход упражнения: если ты кричишь, злишься, не можешь успокоиться, если гнев захватил тебя, попробуй найти такое выражение, для своего чувства, которое не будет вредить тебе и окружающим. Можно рвать бумагу, кидать мяч, бить подушку. Стало легче? Вдохни и выдохни, улыбнись сам себе.
Упражнение “Прощай обида”
Ход упражнения: обида - это как прочная веревка, которая связывает нас, не дает нам двигаться, дышать, жить весело и радостно. Давай разрежем эту вредную веревку. Возьмем волшебные ножнички-пальчики и чик-чик - разрежем веревки вокруг тела. Теперь мы можем дышать свободно. Вдох-выдох! Стряхнули остатки веревки со своего тела и улыбнулись!
Литература для родителей и детей по развитию эмоционального интеллекта
1. Е. Ульева “Что ты чувствуешь?”. Энциклопедия для малышей в сказках
2. Эмбер и Энди Анковски. “Что у него в голове?”
3. Галецкая О. В., Азарина Т. Ю. “Развиваем эмоциональный интеллект : для детей 5-6 лет”
4. Галецкая О. В, Азарина Т. Ю. Развиваем эмоциональный интеллект : для детей 4-5 лет
5. Н. Конча “Малышарики Почему я разозлился? Как распознавать эмоции и справляться с ними”
6.EQ-мастерская “Развиваем эмоциональное мышление”
7. Книги АСТ "Почему я боюсь, злюсь, грущу, горжусь, радуюсь. " Магвайр Н. А.
8. Виктория Шиманская “Где живут эмоции? Практические задания для развития эмоционального интеллекта”
9. Ульева Елена (детская писательница, педагог, создатель методик раннего развития) “Мои эмоции”
10. Тарасевич Лёля “Сказки для высокочувствительных детей”
11. Кес Екатерина “Азбука чувств и эмоций”
12. Серия Ирины Зартайской «Первые эмоции в сказках и картинках»
13. Серия про эмоции от изд. Клевер в текстах Елены Ульевой
14. Магвайр Наталья Андреевны «Почему я боюсь, злюсь, грущу, горжусь, радуюсь…»
15. Шьен Шо Шин Орели “Серия о единороге Гастоне”
16. Рамадье Седрик Книжки-малышки с эмоциями
17. Е. Ульева “Как не дать себя в обиду?”, “Дружим с эмоциями. Откуда берутся друзья?”
18. Ленкина В. О., Огир А. А., Вартанян О. В., Борохович Л. Ю. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2017
19. Анна Быкова «Как подружить детей с эмоциями. Советы “ленивой мамы”».
Игры для эмоционального развития
1. Развивающие мотивационные карточки для детей (Gagaga)
2. Карточки для детей 3-7 лет “Мир эмоций и чувств” (издательство Учитель)
3. Пазлы эмоции и чувства (издательство Робинс)
4. Карточки сближалки для всей семьи (психологические игры Кузя Тут)
5. Семейка Гномс. Игры для эмоционального развития (Генезис)
200 веселых игр и заданий для развития эмоционального интеллекта (Мария Баулина)
6. Развивающий набор “Изучаем эмоции”
7. Развиваем эмоциональный интеллект. Игра - тренажер для развития ребенка (издательство Робинс)
8. Настольная игра “Мои эмоции”