Марина Воронина
Памятка для родителей по организации щадящего режима при возникновении заикания у ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Общий щадящий охранительный режим
1. В семье необходимо создать спокойную доброжелательную атмосферу. Недопустимы в общении резкие и грубые окрики.
2. В присутствии ребенка никогда не следует говорить о его речевом дефекте, чтобы у него не развился страх перед речью и чувство неполноценности. Одинаково неприемлемы как пренебрежительное отношение к речевому дефекту, так и излишняя фиксация внимания на нем.
3. У заикающегося обязательно должен быть четкий распорядок дня, который благотворно действует на состояние нервной системы и речи ребенка, дисциплинирует его, исключает капризы.
Публикация «Памятка для родителей по организации щадящего режима при возникновении заикания у ребенка» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Режим дня. Консультации для родителей
- Темочки
4. Нужно постараться исключить те жизненные ситуации, которые побуждают волноваться и много разговаривать, смущают или расстраивают ребенка (поездка в гости, посещение детских праздников, театров, кинотеатров, музеев и т. п.). Даже радостное возбуждение противопоказано.
5. Не надо готовить ребенка к предстоящим событиям. Ожидание (даже приятное) создает напряжение. Жизнь должна быть рутинной: все идет своим чередом, нет никаких оснований для волнений.
6. Некоторое время ребенку лучше совсем не смотреть телевизор, можно смотреть одну-две телепередачи в неделю (при условии, если она демонстрируется не перед сном и соответствует возрасту ребенка).
7. В силу особенностей своей нервной системы заикающиеся очень утомляемы и поэтому нуждаются в спокойной обстановке, особенно вечером, перед сном, поэтому шумные игры в вечернее время недопустимы. Лучше занять его тихими играми: лепкой, конструированием, рисованием.
8. Перед сном неплохо максимально ритуализировать занятия, то есть изо дня в день после ужина в одном и том же порядке совершать одни и те же действия. Например, убирать игрушки на место, купаться, рассказывать сказку и т. п. Это успокаивает нервную систему, облегчает засыпание.
9. В этот период особо организуются и прогулки ребенка. Он не должен общаться со сверстниками, которые непроизвольно могут вызвать его на вербальные способы общения. Родители следят за ограничением его речевой активности, гуляя в спокойном месте, подальше от детских площадок, лучше в лесопарковой зоне.
Охранительный речевой режим
10. В этот период необходимо ограничивать не только собственную речь ребенка, но и обращаемую к нему речь. Важно в целом организовать режим так, чтобы реже возникала необходимость говорить. Для этого необходимо снизить речевую активность заикающегося (ребенок должен как можно меньше разговаривать с окружающими его людьми). Нельзя демонстрировать его успехи (чтение стихов, загадок, рассказывание сказок, а также задавать ему вопросы, требовать от него рассказов об увиденном и услышанном и т. д.
11. Формулировать вопросы необходимо так, чтобы ребенок, отвечая, мог использовать жесто-мимическую речь. Надо попросить ребенка, чтобы он на обращенный к нему вопрос отвечал жестами, кивком головы, в крайнем случае односложно.
12. В период относительного молчания родители могут организовывать такие игры, чтобы дети как можно меньше говорили, а больше слушали правильную речь взрослых. Такие игры, как молчанки, помогают исключать разговорную речь в этот период. Молча можно рисовать, вырезать, вышивать, выпиливать, делать аппликации; играть в разведчика, в охоту, в подводное плавание и т. п.
13. Однако полностью исключить речевое общение с заикающимся ребенком трудно, поэтому рекомендуется такой его вид, как совместное со взрослым пение знакомых песен, с плавной мелодией и доступным текстом. Родители могут свою речь делать более напевной, некоторые обращения к ребенку пропевать, побуждая его делать то же самое, превращая это в игру
14. Можно прослушивать дома записи музыкальных произведений для создания положительного, уравновешенного, спокойного эмоционального состояния ребенка. Спокойная, мелодичная, приятная музыка может звучать в то время, как ребенок играет, занимаясь строительным материалом, конструктором, лепкой, рисованием, аппликацией.
15. Очень укрепляют нервную систему игры с водой, песком. Можно привлечь ребенка к настольным играм, а также к спокойным домашним делам: девочки с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, занимаются рукоделием, а мальчики возятся с рабочими инструментами.
16. В присутствии заикающегося взрослым следует говорить четко, плавно, в слегка замедленном темпе, короткими предложениями, используя простые слова, обязательно сохраняя естественную интонацию.