Иванова Людмила Викторовна
Памятка для родителей «Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для родителей :
«Ошибки семейного воспитания и их влияние, на формирование у ребенка системы ценностей».
Подготовила:
Педагог-психолог
МБДОУ № 316
Иванова Л. В.
Проблема «отцов и детей», несмотря на ее давность, сегодня по-прежнему актуальна. Родители воспитывают своих детей по своему умению и пониманию, опираясь на определенную схему представлений о воспитании, которая сложилась в их детские годы.
Публикация «Памятка для родителей „Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Семейное воспитание является той базой, на которой строятся формирование и развитие личностных черт ребенка. С чем он войдет во взрослый мир, как в дальнейшем сложатся его личная жизнь, профессиональное становление, личностное самоопределение — зависит от того, как он воспитывался в семье.
Ошибки, которые допускаются родителями
в воспитательном процессе.
1. Обещание больше не любить. «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить». Родители часто не довольны тем, что дети оспаривают любую просьбу. Угроза больше не любить ребёнка – серьёзный метод воспитания. Обман – не лучший способ воспитания, угроза родителей, не будет иметь должного эффекта и быстро забывается. Дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, родители могут надолго потерять доверие ребенка – он будет воспринимать их как лживых людей.
2. Безразличие. «Делай, что хочешь, мне все равно», - часто говорят родители, устав от капризов сына или дочери. Они не спорят, не ищут аргументы, не доказывают что-либо, считая, что незачем напрягаться и нервничать, так как ребенку пора учиться самому решать свои проблемы и готовиться к самостоятельной взрослой жизни. Почувствовав безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», совершая плохие поступки. Ребенок будет ждать критику. Постарайтесь, наладить с ребенком дружеские отношения. Можно сказать: «Знаешь, в этом вопросе, я с тобой, не согласен. Хочу помочь, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе понадобится помощь, можешь спросить у меня совета».
3. Слишком много строгости. Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Дети в таких семьях обычно замыкаются. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным отношением к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. В таких случаях ребенок будет беспрекословно выполнять все в присутствии родителей и сознательно забывать обо всех запретах, когда их нет рядом. При необходимости можно сказать ребенку : «Ты сейчас сделаешь так, как говорю я, а вечером мы спокойно все обсудим».
4. Детей надо баловать. Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Если держать их под колпаком родительской любви, это может привести к множеству проблем.
Гиперопека –излишняя забота о ребенке, приводит к пассивности, несостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Убирая буквально каждый камушек с дороги ребенка, родители не делают его счастливее. Скорее, наоборот, он часто ощущает свою беспомощность и одиночество. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.
5. Навязанная роль. «Мой ребенок – мой лучший друг». Ребенок – главное в жизни, с ним можно поговорить обо всем. Однако это дети! У них должны быть свои друзья, свои интересы, свои секреты.
6. Денежная. «Больше денег – лучше воспитание». Любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого кошелька родителей. Счастливым ребенка делает, осознание, что он для родителей самый-самый.
7. Наполеоновские планы. «Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью, я не позволю ему упустить свой шанс». Мечта многих родителей, особенно тех, кто в детстве был лишен возможности заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис. Став родителями, они задались целью дать детям самое лучшее образование. Их не волнует, что ребенок этого не очень-то и хочет. Часто, будущее в воображении взрослых разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, например, музыкой. Он слушается взрослых, пока он маленький. Желая вырваться из клетки родительской любви, ребенок начинает выражать протест доступными ему способами – грубостью, уходом из дома и даже приемом наркотиков.
8. Слишком мало ласки. Следует помнить, что дети любого возраста стремятся к ласке: она помогает им ощущать себя любимыми, придает уверенности в своих силах.
9. Ваше настроение. Когда взрослые, в дурном расположении духа, запрещают что-то ребенку, а назавтра, когда настроение улучшилось, это же разрешают, он делает вывод: все равно, что и как я делаю, главное, какое у мамы настроение. Лучше заранее договориться с ребенком : «Когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А при плохом – постарайся быть ко мне снисходительным».
10. Слишком мало времени для воспитания.
Надо находить время для ребенка. В противном случае, он будет искать родственные души, среди чужих людей и быстро отдалится от родителей. Между ними вырастет стена непонимания, отчуждения. Вечером надо найти хотя бы полчаса посидеть с ребенком, поговорить, напомнить о том, что, ребенок, всегда может рассчитывать на родительскую помощь и поддержку.
Еще одна распространенная ошибка - это непоследовательность в воспитании. Сегодня можно одно, завтра другое, а послезавтра – нельзя ни первое, ни второе. В результате у ребенка нет четких границ дозволенного, внутри которых он мог бы спокойно существовать.
Советы родителям :
- Учитесь договариваться, идти на компромисс. Не заставляйте ребенка делать то, что ему не нравится.
- Не бойтесь любить своего ребенка и показывать ему свои чувства. Говорите, что в нем Вам нравится. Чаще обнимайте, целуйте. Простое поглаживание по голове способно показать маленькому ребенку, что Вы его любите.
- Учитесь справляться со своими негативными эмоциями без агрессии, без выплёскивания злости.
- Позволяйте себе иногда побыть ребенком. Расслабьтесь, вместе со своим малышом, порисуйте, подурачьтесь, слепите из пластилина смешную фигурку, поиграйте в мяч, просто громко посмейтесь. Так Вы сможете приблизиться к своему ребенку, лучше понять его и себя.
- Не выливайте свое плохое настроение, проблемы на ребенка. Дети, очень чувствительны к настроениям родителей, перенимают их тревогу, низкую самооценку. Поэтому для начала займитесь своим “воспитанием”, разберитесь со своими внутренними проблемами.
- Четко формулируйте требования к ребенку. Их не должно быть много, и они должны соблюдаться. Не увлекайтесь словом “нельзя”.
- Оцените степень своей родительской опеки. Возможно, Ваш ребенок уже вырос, а Вы все еще заботитесь о нем, как о младенце, контролируя каждый шаг, оберегая от возможных неудач.
- Предоставьте ребенку больше свободы : он вполне может сам помириться с товарищем, и т. д.
- Поощряйте самостоятельность! Например: сам поставил на место стул, сам оделся. Чем взрослее ребенок, тем больше самостоятельных действий он способен выполнять. Самостоятельными должны быть и в мысли!
- Не позволяйте ребенку обижать (особенно незаслуженно) других людей. Если карапуз замахнулся на бабушку, нужно спокойно, но уверенно сказать, что Вы недовольны поведением малыша.
- Меняйтесь с ребенком ролями. Поощряйте желание заботиться о Вас, о животном, о близких людях. Игра в “дочки-матери”, где Вы – дочь, а ребенок – мама (или папа) очень показательна. В поведении ребенка Вы узнаете знакомые черты.
- Не скрывайте от детей чувства (горе, тревогу, растерянность, нежность). Скрывая истинные эмоции, человек заменяет их другими, показными, как правило это проявляется в требовательности, жесткости, раздражительности. Ребенку будет намного легче, если Вы будете естественны в проявлении эмоций, открыты для него. Тогда и он будет иметь возможность проявлять свои положительные и отрицательные эмоции.
- Если ребенок Вас часто, почти постоянно раздражает, если ловите себя на том, что постоянно “выговариваете”, ругаете его – ищите причины неприятия малыша в себе. Даже если ребенок будет делать все так, как Вы требуете, все равно найдется причина его поругать. Признаться себе, что проблема не в ребенке, а в Вас – первый шаг к ее решению.
- Не зацикливайтесь на ребенке. Займитесь собой! Интересное дело, хобби принесут большую пользу и маме, и ребенку : мама чувствует себя более уверенной, независимой, у нее повышается самооценка, как следствие – улучшается настроение; когда ребенок видит довольную, спокойную, “сильную” маму, он тоже чувствует себя спокойным и уверенным. Здесь важно соблюдать золотую середину: не слишком замыкаться на ребенке, но и не лишать его необходимого внимания, ласки, общения.
- Старайтесь не переносить (не проецировать) на ребенка недостатки другого человека (“Сын похож на бывшего мужа, из него тоже не получится ничего толкового, такой же хлюпик…”).
- Помните, что если ребенком постоянно (или большую часть времени) с бабушкой, няней, их тип воспитания воздействует на него так же, как и Ваш. Бабушки часто бывают мнительными, тревожными, стараются оградить внука от всех возможных неприятностей, не поощряют общения со сверстниками. Дети, долго бывшие на попечении такой бабушки, имеют высокую тревожность, неуверенность в себе, у них много страхов, проблемы в общении со сверстниками.
- Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек.
Опыт - хороший учитель, но он предъявляет
к оплате слишком большие счета.
Мина Антрим.