Ляна Евдокимова
Памятка для родителей «Норма и отклонения в развитии ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Семьи, планирующие стать родителями, хотят иметь здоровых и счастливых детей. Для этого многие супружеские пары перед зачатием ребенка проходят тщательные обследования, ведут здоровый образ жизни, выполняют все предписания врача. Но… Человеческий организм настолько не предсказуем. Даже опытным врачам бывает не под силу что- то изменить.
Когда в семье появляется ребенок, родителей волнует, есть у него отклонения в развитии? Это определить не просто. Некоторые дефекты проявляются сразу при рождении. Ну а есть такие, которые начинают давать о себе знать по мере развития малыша.
Темочки:
Некоторые дефекты проявляются сразу при рождении. Ну а есть такие, которые начинают давать о себе знать по мере развития малыша.
Причины отклонений в развитии детей.
Что может влиять на появление отклонений в развитии ребенка? Специалисты определяют два фактора, которые считаются основными причинами дефектов в развитии ребенка : наследственность и факторы внешней среды.
Если наследственные патологии медицина пытается определить еще на ранних этапах, то с факторами внешней среды все иначе, т. к. их предвидеть очень тяжело. Факторами внешней среды, могут являться различные инфек-ционные заболевания, травмы и интоксикации. Так же на развитие ребенка существенно влияет социальная среда, в которой он растет. Если она неблагоприятная, то в определенный момент можно констатировать в развитии ребенка такие проблемы, как эмоциональная депривация, педагогическая и социальная запущенность.
Виды отклонений в развитии детей.
Так что такое отклонение в развитии ребенка? Это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. В результате этого выделяют 4 вида отклонений в развитии детей : физические, психические, педагогические, социальные.
К детям, имеющим физические отклонения, относятся те, которые имеют недуги, затрудняющие их действия, а также дети с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.
К группе с психическими отклонениями относят детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы.
Группу с педагогическими отклонениями составляют те дети, которые по определенным причинам не получили среднего образования.
Группу с социальными отклонениями составляют те дети, которым в результате воспитания не была привита функция, существенно влияющая на их вхождение в социальную среду, что очень проявляется на поведении и сознании во время пребывания в социальной группе. В отличие от первых трех групп социальные отклонения (гнев, фобии, безволие, гиперактивность, значительная внушаемость) тяжело разграничить от естественного прояв-ления характера ребенка. Именно в этих случаях большое значение имеет не терапевтическое вмешательство, а профилактика возможных отклонений от правил и норм.
Кстати, одаренный ребенок – это тоже отклонение от нормы, и такие дети составляют отдельную группу.
Норма в развитии ребенка это :
Его уровень развития соответствует большинству ровесникам, среди которых он растет. Его поведение соответствует требованиям общества: ребенок не асоциален. Он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом четко преодолевает негативные влияния, как со стороны своего организма, так и окружающей среды.
Итак, не каждый ребенок с отклонениями в развитии от рождения уже есть не норма и, наоборот, здоровый ребенок при рождении не всегда дотягивает до нормы в результате развития.
Ребенок развивается согласно норме при :
правильной работе головного мозга и его коры; нормальном психическом развитии; сохранности органов чувств; последовательном обучении.
Ребенок с физическим и психическим дефектом должен проходить полную реабилитацию уже с первых дней. Сюда входит не только медицинское вмешательство, но и педагогическая коррекция. Благодаря совместным усилиям родителей (в первую очередь, медиков и коррекционных педагогов многие патологии в развитии психики можно обойти благодаря компенсационным процессам, которые возможны у детей с отклонениями.
Не все будет проходить просто и гладко. Но ребенок с физическими отклонениями может и должен развиваться соответственно возрасту. Для этого ему только нужна помощь специалистов и безграничная любовь и терпение родителей. Определенные успехи возможны и у детей с психическими патологиями. Каждый случай при этом требует индивидуального подхода.
Какие периоды наиболее ярко демонстрируют возможные отклонения в физическом и психическом развитии?
Каждый сенситивный период определяет количество знаний, умений и навыков, которыми должен оперировать ребенок. Большинство специалистов считают, что особое внимание необходимо уделять детям во время кризисных периодов в их жизни, которые попадают на дошкольный, младший школьный, подростковый возраст.
Какое поведение ребенка должно насторожить с целью профилактики отклонений в его развитии?
В дошкольном возрасте:
В результате патогенных воздействий на мозг и его кору нарушаются
нормальные соотношения раздражительных и тормозных процессов. Если ребенку тяжело контролировать тормозные реакции на запреты, он не может организовать свое поведение даже в игре, то это может быть одним из сигналов, что у ребенка имеются отклонения в развитии. Ребенок чрезмерно фантазирует или довольно примитивен в своих рассказах, когда пытается выйти из затруднительного положения. Ребенок склонен к имитации неправильных форм поведения, что может свидетельствовать о легкой внушаемости. Инфантильные (недоразвитые) эмоциональные проявления в виде громкого крика, плача или движений, не соответствующих возрасту (сование ногами). Вспыльчивость, импульсивное поведение по любому незначительному поводу, что приводит к ссоре или даже драке. Полный негативизм, неподчинение старшим с ярко выраженной агрессией, злостью на замечание, запрет или же наказание.
В младшем школьном возрасте:
Низкая познавательная активность, сочетающаяся с личностною
незрелостью. Негативное отношение к урокам, отказ от их выполнения с
желанием обратить на себя внимание с помощью грубости, упрямства. Наличие к концу младшего школьного возраста значительных пробелов в
знаниях, которые сопровождаются нежеланием учиться. Тяга и интерес к
тому, что несет агрессию и жестокость. Асоциальное поведение. На любой
запрет или требование ответная реакция бурная, несущая конфликт,
возможны побеги из дома. Стремление к острым ощущениям как результат
повышенной сенсорной жажды.
В подростковом возрасте:
Инфантильные суждения, слабые функции саморегуляции и
самоконтроля, отсутствие волевых усилий. Сложное поведение, которое сопровождается инфантильностью с аффективной возбуждаемостью. Ранние половые влечения, склонность к алкоголизму, бродяжничеству. Полное отрицательное отношение к учебе. Асоциальное поведение, которое имитирует неподобающий образ взрослой жизни.
Асоциальное поведение у ребенка могут вызывать не только врожденные патологии, но и неправильное воспитание, которое сопровождается бесконтрольностью, асоциальным поведением членов семьи или же их грубой авторитарностью.
Что делать, если у ребенка наблюдаются отклонения в развитии?
Чтобы определить: есть отклонения в развитии или это просто возрастное проявление характера, надо провести полную диагностику.
Установить диагноз можно только после полного обследования при участии разных специалистов (врач, психолог, логопед, дефектолог).
Чтобы сделать вывод и определить уровень возможностей ребенка, существуют психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК, где работают специалисты, в обязанности которых входит обследовать ребенка, проконсультировать его родителей и начать при необходимости коррекционную работу.
Нужно помнить: во-первых, диагноз о психическом развитии может поставить только специалист, а во-вторых, заключение врача – это не приговор и не ярлык на всю жизнь. По истечении времени при благоприятном влиянии на ребенка диагноз может быть изменен.