Анна Ложкина
Памятка для родителей «Игрушки и их влияние на развитие речи ребёнка раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – это самый главный период в жизни Вашего малыша, и нашей общей задачей является его всестороннее гармоничное развитие.
На самом раннем этапе своей жизни для ребёнка является важным эмоциональный контакт с родителем - чаще всего это мама, которая должна быть спокойной, мягкой. Спокойной должна быть и обстановка в семье в целом.
Публикация «Памятка для родителей „Игрушки и их влияние на развитие речи ребёнка раннего возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Далее в раннем возрасте ведущей деятельностью ребёнка становится предметная деятельность. Она влияет на все сферы психики детей, и особое значение имеет для развития речи ребёнка. Игрушки, являясь важным элементом предметной среды, выступают не просто объектом познавательной деятельности ребёнка, но и являются средством его развития. Именно поэтому важно выбирать такие из них, которые наиболее полным образом способствовали бы развитию малыша.
Игрушки для самых маленьких должны, прежде всего, развивать органы чувств : зрение (глаза, слух (уши, осязание (руки). Самые лучшие игрушки для детей раннего возраста – те, которые можно кусать – они должны быть сделаны из мягких материалов, хорошо мыться, быть легкими, не иметь удлиненной плоской формы (чтобы ребёнок не подавился); их окраска должна быть яркой; хорошо, если они будут приятно звучащими.
При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: ИГРУШКИ СЛЕДУЕТ ВЫБИРАТЬ, А НЕ СОБИРАТЬ!
В качестве игрушек, способствующих развитию речи ребёнка раннего возраста можно выделить :
• куклы-голыши среднего размера, куклы большие (средние) – девочки и мальчики, озвученные (желательно, в одежде; игрушки, изображающие животных, птиц и рыб; фигурки людей, диких и домашних животных, сомасштабные строительным наборам;
• набор мебели (кровать, стол, стул, шкаф, диван (кресло) и др.); посуда пластмассовая, соразмерная руке ребёнка, постельные принадлежности; коляска для кукол, соответствующая росту ребёнка.
• неваляшки, матрешки;
• вкладыши разной формы и цвета (геометрические фигуры, животные, кубы, цилиндры);
• настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы из двух и четырех частей);
• музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, музыкальная шкатулка, барабан/бубен, дудочка, металлофон, детская гармошка).
ГЛАВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ: игрушки должны быть выглядеть как можно более натурально и быть достаточно прочными.
Однако следует понимать, что помимо организации предметной среды, первоочередное значение имеет Ваше общение с ребёнком. Необходимо систематически уделять внимание развитию речи своего малыша – проводить специальные занятия и упражнения, стимулирующие развитие речи.
Поделимся некоторыми приемами активизации речи детей 1 –3 лет :
• Совместное рассматривание предметов.
Необходимо постоянно рассматривать вместе с ребёнком какие-либо предметы. При этом важно выразительно и ясно рассказывать о их сущности, прививая любознательность, а также стимулируя речевую функцию. Например: «Смотри, какая собачка! Какие у него лапки, хвостик. Давай потрогаем его белую шерстку».
• Чтение потешек, стихов, мини-рассказов.
Необходимо постоянно приобщать ребёнка к прослушиванию различных литературных художественных произведений. Стихотворные формы следует повторять несколько раз – когда текст становится знаком ребёнку, следует побуждать его «договаривать» известные строки, слова.
• Знакомство с новым словом.
Новое слово, означающее действие, вводится вместе со знакомыми словами, обозначающими предмет или субъект этого действия, усиливая, таким образом, интерес к слову, и закрепляя определенные словосочетания. Например, «Катя кушает и кукла кушает… Что делает кукла?»
• Рассматривание картинок.
Необходимо обеспечить совместное рассматривание картинок. При этом важно побуждать ребёнка к речевой деятельности: сначала рассказывать, а затем побуждать к ответу на вопросы «Что это? А где лисичка?»
• Поручения, требующие ответа-действия.
Постоянное взаимодействие родителя и ребёнка должно основываться также и на побуждении к действию – нужно просить ребёнка что-то найти, показать, принести. Конечно, просьбы и поручения необходимо давать с учетом возраста Вашего малыша, с учетом его познавательного развития.