Елена Жданова
Памятка для родителей «Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей»
Воспитание чувств ребенка является важнейшей задачей, которая стоит перед родителями. Дошкольное детство является особенно ответственным периодом в развитии ребенка, когда закладывается основной фундамент его личности – система представлений об окружающем мире, о своих возможностях, об отношениях с окружающими.
Когда взрослые ласково относятся к ребёнку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство защищенности, уверенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.
Публикация «Памятка для родителей „Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей.
Отрицательные эмоции, вызванные взаимоотношениями с окружающими, выступают в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. Они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях или иначе — в особой избирательности действий, поступков, отношения к другим людям.
Положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта.
Большое влияние на эмоции и чувства детей оказывает игра.
Данные игры и упражнения учат дошкольников понимать свои чувства и эмоциональные состояния других людей, а также помогут детям овладеть приёмами саморегуляции и снятия внутреннего эмоционального напряжения.
«МОЁ НАСТРОЕНИЕ»
Цель: развитие умения описывать своё настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.
Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.
«РИСОВАНИЕ»
Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.
Детям дается задание: "Нарисуйте доброе животное и назовите его ласково. " Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или яркими мелками. Затем устраивается конкурс на самое доброе животное.
«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»
Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.
Каждый ребёнок по очереди становиться водящим. Водящий выходит из комнаты, в это время производится несколько изменений в одежде, причёске детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все производимые изменения должны быть видимы). Задача водящего правильно всё подметить.
«СТУЛЬЯ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ»
Цель: развитие эмоциональной сферы
В центре комнаты ставятся три стульчика с прикрепленными картинками животных в разных настроениях: весёлое, страшное, грустное. Тот, кто сядет на стульчик, превращается в страшного зверя, грустного или веселого животного. Дети двигаются под музыку вокруг стульчиков, как только музыка закончилась садятся на них и показывают заданное настроение зверей.
«РАЗ, ДВА, ТРИ… НАСТРОЕНИЕ, ЗАМРИ!»
Цель: развитие эмоциональной сферы, выразительности пантомимики
Показать ребятам картинку с изображением людей в различных настроениях (грусть, обида, радость, злость и т. п.). Ребята по команде: «Раз, два, три. Настроение, замри!» - изображают на лице определенное настроение.
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: осознание своих эмоций и эмоциональных реакций других людей
Детям предлагается закончить предложение:
Когда ребенок плачет, мама чувствует…
Когда дети играют, они чувствуют…
Когда человек говорит неправду, он чувствует…
Когда ребенок болеет, мама чувствует…
Когда человек остается один, он чувствует…
Когда человек сделал доброе дело, он чувствует
Когда у человека есть друг, он чувствует…
Когда человек видит что-то необычное, он…
«ЗЕРКАЛО»
Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, подражать им, развивать эмпатию.
Ход игры: Участники игры разбиваются на пары (по желанию, становятся или садятся лицом друг к другу. Один ребенок с помощью мимики и пантомимики (замедленных движений головой, руками, туловищем, ногами) передает разное настроение. Задача другого ребенка «зеркала» быть его отражением, точно копировать его состояние, настроение. Затем дети меняются ролями.
«УХОДИ, ЗЛОСТЬ, УХОДИ»
Цель. Обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния.
Ребенок ложится на ковер, вокруг него лежат подушки. Закрыв глаза, начинает ударять ногами по полу, а руками — по подушкам и громко кричать: «Уходи, злость, уходи!» Через три минуты по сигналу ребёнок принимает позу звезды (широко раздвинув руки и ноги) и лежит, слушая спокойную музыку.