Анастасия Шмелева
Памятка для родителей «Как помочь тревожному ребенку»
▼ Скачать + Заказать документы
«ПРИЧИНЫ ТРЕВОЖНОСТИ»
Совершенно очевидно, что ни один родитель (за-конный представитель) не стремится к тому, чтобы его ребе-нок стал тревожным. Однако порой действия взрослых спо-собствуют развитию этого качества у детей. Нередко родите-ли (законные представители) предъявляют ребенку требова-ния, соответствовать которым он не в силах. Ребенок не мо-жет понять, как и чем угодить родителям (законным предста-вителям, безуспешно пробует добиться их расположения и поддержки. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него ма-ма и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчем-нее, считает необходимым приносить бесконечные извине-ния. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому роди-тели (законные представители) тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов, в его компетентности в какой-либо области (не бы-вает совсем неспособных детей).
Публикация «Памятка для родителей „Как помочь тревожному ребенку“» размещена в разделах
Уважаемые родители (законные представители, об-ратите внимание на то, что чаще всего тревожность у ребенка развивается тогда, когда он находится в состоянии внутрен-него конфликта, который может быть вызван:
1. Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;
2. Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
3. Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители (законные представители) и/или школа.
Необходимо подчеркнуть, что формирование тре-вожности у детей чаще всего является следствием непра-вильного воспитания. Так, например, родители (законные представители) тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, совершенно невыполнимые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить собствен-ные нереализованные мечты в своем ребенке. Завышенные требования могут быть связаны и с другими причинами. Так,
добившись высокого положения в обществе или ма-териального благополучия, родители (законные представите-ли, не желая видеть в своем чаде «неудачника», заставляют того работать или учиться сверх меры. Также нередки слу-чаи, когда родители (законные представители) сами являются высокотревожными, с заниженной самооценкой, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха. Ребенок таких родителей (законных представителей) лишен возможности учиться на собственных ошибках.
Требования взрослых, которые ребенок не в состоя-нии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружаю-щих, чувствовать себя неудачником. Со временем он привы-кает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким образом, формируется личность человека, который старается действовать так, чтобы ему не приходи-лось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.
Некоторые родители (законные представители, стремясь уберечь своего ребенка от любых реальных и мни-мых угроз его жизни и безопасности, формируют тем самым
у него ощущение собственной беззащитности перед опасно-стями мира. Все это отнюдь не способствует нормальному развитию ребенка, реализации его творческих способностей и мешает его общению с взрослыми и сверстниками.
К сожалению, как показали исследования специали-стов, большинство родителей (законные представители) тре-вожных детей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка. Поэтому важной рекомендацией для оказания помощи тревожному ребенку является самоана-лиз родителями (законными представителями) своего педаго-гического воздействия на ребенка и своих побудительных мотивов в общении с ним. Кроме того родителям (законным представителям) тревожного ребенка следует быть последо-вательными в своих действиях. Ни в коем случае нельзя до-пускать семейных разногласий в вопросах воспитания. Не менее важно выработать единый подход к ребенку.
«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРЕ-ВОЖНОСТЬ?»
Помощь тревожными детьми целесообразно оказывать в трех основных направлениях: во-первых, по повышению са-мооценки ребенка; во-вторых, по обучению ребенка спосо-бам снятия мышечного и эмоционального напряжения; и в-третьих, по отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
1. Повышение самооценки.
Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправ-ленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присут-ствии других детей. Однако ваша похвала должна быть ис-кренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. При-чем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили.
В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы по-хвалить ребенка. Проявляйте искреннюю заботу о нем, и как можно чаще давайте позитивную оценку его действиям и по-ступкам. Не сравнивайте личность ребенка с личностными качествами других детей, принимайте ребенка безусловно, то есть таким каков он есть. Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.
2. Обучение способам снятия мышечного и эмоциональ-
ного напряжения.
Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах лица, шеи и живота. Что-бы помочь детям снизить напряжение – и мышечное, и эмо-циональное – можно научить их выполнять релаксационные упражнения. Использование элементов массажа и даже про-стое растирание тела также способствует снятию мышечного напряжения. Если это будет делать не мед. сестра, а мама, то это будет вдвойне хорошо, так как кроме самого массажа ею будет установлен ещё и телесный контакт с ребенком, кото-рый очень важен.
3. Отработка навыков владения собой в ситуациях, трав-
мирующих ребенка.
Зная о трудностях ребенка, а так же в случае, если ребенок не говорит открыто о них, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через ролевую игру, или игру с солдатиками, куклами возможные сложные ситуации. Может быть, ребенок сам предложит сюжет, раз-витие событий. Важно, чтобы сюжетами для игр были «труд-ные» случаи из жизни ребенка. Роли следует распределять следующим образом: за «трусливую» куклу говорит ребенок, а за «смелую» - взрослый. Затем надо поменяться ролями. Это позволит ребенку посмотреть на ситуацию с разных то-чек зрения, а пережив вновь «неприятный» сюжет, избавить-ся от преследующих его негативных переживаний.
Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы. Так же с этой целью можно придумывать вместе с ребенком сказки, герои которых могут попадать в тревожащие их ситуации и находить достойный выход из них