Ирина Алексеенко
Памятка для родителей «Организация логопедических занятий»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда.
Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15—20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
Публикация «Памятка для родителей „Организация логопедических занятий“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
1. Следует заниматься ежедневно 7-10 минут.
2. Сначала упражнения выполняются медленно перед зеркалом, так как
ребёнку необходим зрительный контроль. (Потом зеркало можно убрать.)
3. Постепенно темп упражнений увеличивается.
4. Периодически ребёнку задают наводящие вопросы, например «Где находится язычок?»
Рекомендации по закреплению поставленных звуков.
1. Повторять речевой материал по заданию логопеда (по листочку) отражённо, то есть непосредственно за взрослым, слово в слово. Родитель (взрослый) чётко произносит, слегка выделяя голосом, слоги с закрепляемым звуком, затем слова (в начале, в середине, в конце). На последующих занятиях -- в словосочетаниях и предложениях.
2. Заучивание четверостиший, небольших стихотворений. Вначале отрабатывается предварительно каждое слово, в котором присутствует корректируемый звук. Лишь потом заучивается рифма стихотворения.
3. Отработка звуков в вопросах по содержанию (по тексту). Взрослый читает ребёнку небольшой текст или предложение, а затем задаёт вопросы по каждому предложению, побуждая ребёнка использовать в ответах слова с закрепляемым звуком. Например – закрепляем звук Ш.
Кошка Машка. (Тексты выдаёт логопед)
Наша кошка Машка шалунья. Она уронила чашку, прыгнула на шкаф, шмыгнула под дедушкину шляпу, уснула на бабушкиной подушке. (Объясняем смысл слов «шалунья» и «шмыгнула»)
Вопросы к тексту:
--Как звать кошку?
--Как шалит кошка Машка?
--Уронила что?
--Прыгнула куда?
--Шмыгнула подо что?
--Уснула где?
4. Закрепление звука в обиходной (домашней) речи ребёнка.
Преодолевать силу привычки непросто. Ведь ребёнок долго произносил звук в словах неправильно, не нормативно, поэтому, даже умея произносить поставленный звук изолированно, всё же часто «соскальзывает» на старое произношение. Особенно если ребёнок хочет что-то быстро сказать, или его переполняют эмоции. В этом случае можно, конечно дослушать ребёнка, а потом попросить рассказать всё то же самое но правильно. Но лучше будет применить приём «зеркало». Это значит по ходу речи ребёнка успевать повторять его же неверно произнесённое слово, но с иронией и вопросительной интонацией.
По истечению некоторого времени (примерно 2--4 месяца) ненормативное произношение в обиходной речи уйдёт. Причём, чем больше людей будет исправлять ребёнка, тем быстрее пойдёт дело!
Рекомендации к проведению пальчиковой гимнастики.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что в итоге стимулирует развитие речи.
• Следует заниматься ежедневно 5-10 минут.
• Сначала все упражнения выполняются медленно.
• Упражнения отрабатываются вначале одной рукой, затем - другой и наконец, двумя руками одновременно.
Рекомендации по обучению грамоте и развитию речевого (фонематического слуха)
1. Учить буквы необходимо вначале по азбукам с картинами, опираясь на начальный звук в слове (картинке) : Утка—У; Кошка—К; Слон—С. Можно использовать разные азбуки с картинками, и лишь потом буквы без картинок. Учите буквы—звуками! (Не «КА»; «ЭР»; «ША» и др. ,а «К»; «Р»; «Ш»). Согласные—отрывисто, гласные—напевно. Буквы вразброс необходимо повторять ежедневно!
2. Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с четырёх лет, детей знакомят с терминами «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определённой после-довательности, что слова звучат по-разному и одинаково. Обращают внимание на длительность звучания слова. Формируют умение раз-личать на слух твёрдые и мягкие согласные, определять первый звук в слове, называть слова с заданным звуком, выделять звук в слове. Знакомят с делением слов на слоги.
Очень полезно проводить с детьми звуковые игры:
• с какого звука начинаются слова,
• придумать слова на заданный звук,
• сколько звуков в слове (3-4 звука,
• «цепочки» слов на последний звук,
• найти картинку с заданным звуком и т. д.
Родители должны понимать, что огромное значение в успешном обучении играет преодоление различных отклонений в звуковом строе речи у детей. Почему же так важно, чтобы ребенок научился правильно произносить звуки еще до школы?
1. Нарушение звукопроизносительной стороны речи могут вызвать трудности психологического характера: ребенок будет стесняться отвечать перед классом, бояться, что его могут не понять, будут над ним смеяться. Он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно. Может появиться замкнутость, неуверенность в себе. Дети, неправильно произносящие слова, часто избегают речевого общения с товарищами, не участвуют в детских выступлениях на праздниках, не проявляют активности в групповых занятиях.
2. Ребенок будет писать так, как произносит. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок может отразить свое дефектное произношение на письме, что проявится в заменах, пропусках букв. Это, в итоге повлияет на успешность школьного обучения.
Успехов Вам!
Логопед Алексеенко Ирина Александровна.