Татьяна Корнева
Памятка для логопедов по постановке задач в ОО «Речевое развитие» (развитие связной речи)
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №21»
Памятка для логопедов по постановке задач
в ОО «Речевое развитие»
(развитие связной речи)
Первая часть
Составитель Корнева Т. Б. ,
учитель-логопед г. Снежинска, 2014г.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедия. Работа логопеда
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Сценарии постановок и спектаклей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Составляя перспективный план или конспект НОД по развитию связной речи у детей с ОНР, ФФНР, логопед часто затрудняется в формулировании образовательных задач, в разнообразии их формулировок. «Памятка …» поможет правильно, точно, ём-ко сформулировать задачи, и при этом вы не будете постоянно повторяться. Ваши пла-ны станут более эффективными, профессиональными, а времени на их составление уй-дёт гораздо меньше.
Методической разработкой могут воспользоваться логопеды не только ДОУ, но и школ, а также дефектологи, старшие воспитатели, воспитатели ДОУ компенсирую-щего и общеразвивающих видов. Для студентов педагогических вузов, молодых педа-гогов «Памятка …» станет настольной книгой.
Пересказ текста (с элементами творчества)
Задачи
• Учить пересказывать небольшой (большой по объему, адаптированный) рассказ (сказку, басню, используя в качестве наглядной опоры демонстрацию действий (серию сюжетных картин, сюжетную картину, предметные картинки, игрушки, плоские фигурки, схематические картинки, пиктограмму, схему и т. п., отра-жающую последовательность событий.
• Учить пересказывать небольшой (большой по объему) рассказ (сказку, басню) без наглядной опоры.
• Развивать навыки планирования пересказа с опорой на наглядность в виде…
• Учить связности, полноте, логичности и непрерывности пересказа, используя в качестве плана высказывания наглядность, вопросный план, линейный план и т. п.
• Учить целенаправленно овладевать материалом рассказа, излагать содержание близко к тексту (кратко).
• Учить анализировать текст с помощью вопросов и ответов.
• Учить (закрепить умение) пересказывать рассказ по ролям.
• Развивать навыки анализа содержания и языкового оформления текста.
• Развивать умение анализировать содержание произведения, отражать содержа-ние рассказа с помощью наглядной схемы-плана.
• Обучать действиям планирования развернутого высказывания на основе предва-рительного анализа содержания и языкового оформления текста.
• Развивать диалогическую форму речи; умение передавать диалог действующих лиц.
• Развивать навыки связной диалогической речи; адекватно воспроизводить диало-ги действующих лиц.
• Формировать навык пересказа с элементами творчества: пересказ от лица разных героев (придумывание продолжения к прочитанному тексту, конец к сказке, рас-сказу, сочинение рассказа и сказки по аналогии с прочитанной).
• Обучать составлению продолжения рассказа по предложенному плану с опорой на наглядный материал; формировать умение ориентироваться на исходный тек-стовой и наглядный материал при составлении продолжения рассказа.
• Обучать составлению продолжения незаконченного рассказа без опоры на на-глядный материал.
• Развивать умение ориентироваться в предложенном текстовом материале, опи-раться на ключевые, исходные данные и существенные детали при составлении собственного рассказа.
- Активизировать, уточнять, обогащать словарь дошкольников по теме, побуждать детей к использованию при пересказе авторских слов и выражений…
- Обогащать лексикон детей новыми словами… и словосочетаниями…
- Обогащать словарный запас определениями, глаголами, наречиями, синони-мами…
- Уточнить понимание детьми значения новых (малоупотребительных) слов…
+ Развивать фразовую речь.
+ Формировать фразовую речь: развивать навык составления фразовых высказываний различной структуры.
+ Формировать умение отвечать на вопросы кратко и полными развернутыми предло-жениями.
+ Развивать и закреплять навыки построения отдельных фразовых высказываний.
+ Формировать грамматические представления и обобщения на основе работы с язы-ковым материалом пересказываемого произведения.
* Совершенствовать интонационную выразительность речи.
* Учить выразительно воспроизводить диалоги персонажей.
* Учить интонацией передавать характеры персонажей, свое отношение к героям.
* Учить передавать интонацию и сопереживать персонажу.
Работать над пониманием текста.
Развивать зрительные, слуховые восприятие, внимание, память дошкольников.
Развивать интерес к прочитанному, обогащать знания детей о …
Учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний и предложений.
Учить понимать текст со скрытым смыслом.
Учить связывать идею произведения со значением пословицы.
Формировать у детей активный зрительный и слуховой контроль за составлением пересказа, за последовательностью и полнотой передачи содержания.
Развивать творческое воображение детей.
Учить выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение.
Учить аргументированной оценке поступков действующих лиц.
Воспитывать чувство любви к Родине, к своей семье, к природе, развивать желание заботиться о своих самых близких людях, о наших меньших братьях.
Составление описательного рассказа
Задачи
• Учить связно и последовательно рассказывать о предмете (объекте) развернуты-ми и полными предложениями.
• Учить составлять рассказ-описание о…
• Учить связности, развернутости, непрерывности высказывания.
• Формировать навык составления описательного рассказа о предмете (объекте) с опорой на план-путь (план-разграничение, план-воображение, план-преображение, план-размышление и т. п.).
• Учить составлению описательных рассказов с опорой на план-схему, которая помогает выделить качества предмета или объекта, установить последователь-ность изложения.
• Учить составлению описательного рассказа с опорой на план-схему и используя прием параллельного описания двух предметов в сравнении.
• Учить составлению загадок о предметах (объектах) в виде описательных расска-зов.
- Закреплять представления детей о предмете (объекте).
- Активизировать словарь дошкольников по теме…
- Учить подбирать определения (синонимы, антонимы, сравнения).
- Вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове, обогащать словарный запас сравнениями.
+ Формировать практические навыки словоизменения.
+ Упражнять в правильном построении предложений.
+ Формировать навыки контроля за построением высказываний.
Совершенствовать ПБР: развивать разные виды восприятия, внимание, память, мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, мышление, вообра-жение, умение устанавливать причинно-следственные связи, познавательный интерес, сообразительность.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.
Воспитывать бережное, заботливое отношение к игрушкам (животным и т. п.).
Составление рассказа (с элементами творчества) по сюжетной картине (серии картин)
Задачи
• Развивать монологическую речь при составлении сюжетного рассказа.
• Учить составлять рассказ по картине, включив в него описание внешнего вида персонажа (ей, поведения, чувств.
• Учить составлять рассказ по сюжетной картине, изображенные события на кото-рой – конечный результат действия.
• Формировать навык целенаправленного восприятия наглядного содержания кар-тины, анализа изображенной ситуации.
• Обучать составлению короткого описательного рассказа по фрагменту картины; формировать умение объединять несколько фрагментов описаний в связный рас-сказ по картине в целом.
• Учить развивать ход событий, развязку, соблюдая логику развития сюжета.
• Формировать навык планирования связного развернутого высказывания.
• Учить составлять рассказ по сюжетной картине с опорой на план-путь (план-разграничение и т. д.).
• Формировать умение воссоздавать сюжетное действие на основе анализа изо-браженных ключевых моментов и передавать наглядно представленный сюжет в виде связного последовательного рассказа.
• Учить составлять рассказ по серии сюжетных картин, последовательность кото-рых служит планом рассказывания.
• Развивать умение передавать предметное содержание сюжетных картинок, уста-навливать и адекватно отображать в речи действительную основу каждой кар-тинки и действия отдельных персонажей.
• Формировать умения объединять действия, изображенные на картинах, в общую сюжетную ситуацию путем установления причинно-следственной взаимосвязи изображенных событий.
• Развивать навыки анализа наглядно изображенного сюжета, умения воссоздать сюжетную ситуацию на основе сопоставления содержания отдельных картинок.
• Улавливать последовательность изображенных событий, в соответствии с этим раскладывать картинки серии.
• Учить составлять рассказ по сюжетной картине (серии сюжетных картин) с предварительной отработкой ее содержания (без нее).
• Обучать завязке («экспозиции») к изображенному действию.
• На основе начала показать, как можно придумать конец рассказа (сказки).
• Развивать умение воспроизводить на основе изображенного действия предшест-вующие и последующие события.
• Развивать воссоздающее и творческое воображение…
• Учить логичности, связности, последовательности высказывания, развивать творческие способности дошкольников, побуждая их придумывать различные варианты событий, не изображенные на картине (картинках).
• Обучать составлению рассказа по сюжетной картине (серии сюжетных картин) с элементами творчества (придумывание начала, середины, конца рассказа).
• Развивать диалогическую речь, умение поддерживать беседу.
• Развивать объяснительную речь дошкольников.
- Активизировать, уточнить, обогатить словарный запас детей по теме…
- Формировать образную речь, умение подбирать образные выражения.
- Учить адекватно использовать лексические и грамматические средства языка.
+ Совершенствовать, закреплять навыки грамматически правильной речи у детей.
+ Развивать грамматически правильную фразовую речь у детей в процессе обучения рассказыванию.
+ Закреплять, развивать навыки словоизменения.
+ Учить использовать в рассказе различные синтаксические конструкции.
+ Развивать фразовую речь, навыки составления распространенных ответов на вопро-сы, использовать фразы из 3-6 слов при составлении рассказа.
+ Учить составлять фразы с опорой на картинку и вопрос.
+ Учить детей отвечать на вопросы со словами почему, отчего, зачем.
+ Учить строить фразы с включением нескольких определений.
+ Учить создавать структурированное и программированное связное высказывание.
+ Учить детей включать в рассказ диалоги действующих лиц.
Учить эмоционально передавать переживания действующих лиц.