Наталья Алексеевна Макеева
Палиндром-лингвистическая игра, как средство развития коммуникации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Палиндром-лингвистическая игра, как средство развития коммуникации дошкольников.
Лингвистическая игра - это искра, зажигающая огон к пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский.
Все, конечно, помнят, как чересчур строгая кукла Мальвина из знаменитой сказки Алексея Толстого «Золотой ключик…» учила Буратино:
Публикация «Палиндром-лингвистическая игра, как средство развития коммуникации дошкольников» размещена в разделах
«— У Вас нет никаких способностей к математике, — с огорчением сказала девочка. — Займемся диктантом, — она подняла к потолку хорошенькие глазки. — Пишите: «А роза упала на лапу Азора». Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот».
Если бы Буратино не сунул нос в чернильницу и не посадил на бумагу кляксу, после чего был наказан и заперт в чулане, он мог тоже бы мог узнать, почему Мальвина назвала эту фразу волшебной.
Ведь эта фраза — А роза упала на лапу Азора — придуманная в прошлом веке известным поэтом А. Фетом, и в самом деле волшебная. Если прочитать её в обратном направлении, т. е. с конца, то получится то же самое. Такие удивительные слова или предложения, которые одинаково читаются в обе стороны, называются палиндромами (это греческое слово означает «бегущий назад», «возвращающийся», или перевёртышами.
Палиндром - это некая языковая игра. Понятие «языковая игра» свободное, емкое, широкое понятие, которое в 1945г. ввел в лингвистическое словоупотребление философ, логик- Людвиг Витгенштейн. В своих философских сочинениях он указал, что языковая игра-это сознательное нарушение говорящем определенных правил, логики.
Отдельные палиндромические словосочетания и фразы известны с глубокой древности, когда им зачастую придавался магически сакральный смысл. Так, например, не лишена этого оттенка фраза -На в лоб, болван, использовавшаяся русскими скоморохами в качестве перформативного высказывания.
Самые простые палиндромы - это отдельные слова. Потоп, например, или топот- это русские слова, которые никто не придумывал, они уже были в недрах языка. Палиндромы - словосочетания – дом мод- тоже случайный палиндром, не намеренный, а вот словосочетание – город дорог, это авторская сознательная языковая игра. В это словосочетание вложена новизна, творческий характер. Палиндромы стали придумывать для того, чтобы упражняться в языке, развивать языковое чувство, научиться грамотно согласовывать слова, пользоваться ими по назначению, выводить «пассивный» словарь в активное употребление.
Куда интереснее, когда палиндромом является целое предложение.
1. ЛАПОТЬ ТОПАЛ.
2. Я ЕМ ЗМЕЯ!
3. ЛЁША НА ПОЛКЕ КЛОПА НАШЁЛ.
4. Я ЕЛ МЯСО ЛОСЯ, МЛЕЯ.
5. ТОРТ И БАНАНЫ, СУП. У СЫНА НАБИТ РОТ.
6. НАЖАЛ КАБАН НА БАКЛАЖАН.
Но к сожалению, большая часть палиндромов-предложений выглядит очень искусственно. Тем более, что в них очень высок процент односложных слов (так проще составлять).
Он щи хлебал, слабея хищно - типичный пример. Читается-то правильно в обе стороны. Но смысла тут немного. Как-это - слабея хищно? И почему это связано с хлебанием щей?
Или вот еще:
1. Я им - их манеж.
2. Отчим, и что же нам? Химия.
3. Миражи жарим,
4. Сна море – романс,
5. Но ведь зевота-то везде вон.
Тут даже комментировать особо нечего. В нормальной литературе или повседневном общении такие конструкции плохо представимы.
Но можно придумывать и более сложные произведения — есть уже палиндромные пьесы, рассказы и даже поэмы. Однако мне больше нравятся именно короткие стихотворения, такие как, например, эти:
1. Я стёрт.
Кот около
О локоток трётся.
(Б. Гринбер)
2. Я не моден — тут не до меня.
Тут чудом моду чтут,
а моден я не дома…
(Г. Лукомников)
3. Режу фигурки —
конус и рыбка,
как бы рисунок —
и круг и фужер.
(Д. Авалиани)
Придумать даже такие короткие тексты очень и очень непросто. Зато какое удовольствие! Неудивительно, что в каждой стране есть множество чудаков, с утра до ночи ищущих симметричные перлы в «тоннах словесной руды». Быть может, одним из них станешь и ты…
Палиндромы имеются не только в лингвистике, но и в математике и даже в музыке.
Давайте рассмотрим математические палиндромы. Закодируем слова-палиндромы с помощью цифр. Гласные – цифрой 1, согласные – цифрой 2.
21212 (шалаш, 212 (кок, 121121 (еле-еле, 121 (око, 21212 (потоп).
- Прочитаем эти числа. Что можно о них сказать?
Это палиндромы.
В каком виде палиндром встречается в музыке?
Пьесу играют как обычно, но после того как она заканчивается, ноты
переворачивают произведение играют заново, причем мелодия не изменится. Такие произведения можно играть вдвоем читая ноты с разных сторон.
Примерами музыкальных палиндромов могут являться произведения
«Застольная мелодия для двоих» Моцарта и «Путь Мира» Мошелеса.
Пластичный мозг дошкольника открыт к постижению разных тайн, в том числе и тайн русского языка. Чем раньше мы приоткроем завесу тайн, тем быстрее пойдет развитие речи, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Изучение палиндромов в дошкольном возрасте, является зоной ближайшего развития в изучении русского языка и расширения кругозора.
Итак, мы увидели сегодня, как гармоничен мир, как всё в мире взаимосвязано. Человек, изучая мир, становится умным, грамотным и всесторонне развитым. И он сможет сделать этот мир ещё ярче, лучше и гармоничнее. С помощью палиндрома мы входим в увлекательный мир русского языка, где нам предстоит ещ сделать немало удивительных открытий. Придумывайте, сочиняйте, играйте вместе с нами!