Ольга Федорова
Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковый театр как средство
у детей младшего дошкольного возраста
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Пальчиковый театр
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В последнее время существует проблема снижения уровня речевого развития детей. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, с детьми всё меньше и меньше говорят родители, которые постоянно заняты на своей работе. Во-вторых, сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают, например, мультфильмы. В-третьих, дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Родители предпочитают покупать одежду и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Современные книжки и пособия снабжены наклейками вместо картинок для вырезания.
Поэтому следует уделять особое внимание целенаправленному развитию мелкой моторики рук у детей в детском саду. Одним из самых эффективных средств развития ребенка в младшем дошкольном возрасте является пальчиковый театр.
С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет сыграть роль любого героя.
Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая:
- стимулирует развитие мелкой моторики;
- знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
- помогает развивать пространственное восприятие ( понятия: справа, слева, вверх, вниз, рядом, друг за другом и т. д.);
- развивает воображение, память, мышление и внимание;
- помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
- формирует творческие способности и артистические умения.
Пальчиковый театр является одним из видов кукольного театра и обладает следующими преимуществами перед остальными его видами:
- пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики;
- использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений;
- пальчиковый театр знаком детям с раннего возраста, так как воспитатели широко используют его на различных занятиях в процессе обучения;
- в инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей;
- куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат.
Сейчас в свободной продаже спокойно можно приобрести специальные готовые наборы для постановки пальчиковых спектаклей. Можно выбрать отдельную куколку или готовый набор из дерева, резины, бумаги или ниток, который объединяет всех персонажей известных с самого раннего детства сказок («Колобок», «Теремок» и др.). Иногда в такие наборы кладут также декорации и сцену.
Но лучше всего пальчиковый театр сделать самому. Можно изготовить пальчиковый театр из бумаги, сшить, связать, выполнить в технике папье-маше и т. п. А если кукольный театр будет изготовлен совместно с ребенком, то это даст ему возможность почувствовать себя настоящим «волшебником» или творцом.
Требования к подбору художественной литературы для использования в пальчиковом театре :
- для инсценировки используются сказки с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов («Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Три поросенка»). Это облегчает запоминание детьми текстов сказок. В них соблюдается четкое деление на фрагменты – эпизоды, и ясно прослеживается логическая последовательность событий;
- используются потешки, песенки, стихи, адаптированные тексты сказок, соответствующие возрасту детей и требованиям образовательной программы ДОО («Жили у бабуси», «Цыплята», «Сорока» и т. д.).
Пальчиковый театр можно использовать как в специально организованной деятельности с детьми: при ознакомлении с художественной литературой, в театрализованной деятельности, как элемент пальчиковой гимнастики, так и в самостоятельной деятельности детей.
На первом этапе работы с пальчиковым театром исполнение ролей и чтение текста берет на себя воспитатель. Основная задача – привлечь внимание детей (слуховое и зрительное) к действиям героев и несложному сюжету театрального действия. Для дополнительной активизации детей-зрителей можно задавать вопросы. Можно попросить дать характеристику каждому персонажу по принципу: «бабка - старая, добрая, заботливая; колобок – круглый, румяный, озорной».
На втором этапе работы необходимо включать детей в театральное представление непосредственно, как участников действия. Необходимо дать ребенку небольшую роль. Причем в самом начале озвучивать ее может воспитатель. Ребенок же должен только действовать куклой в соответствии с текстом, произносимым воспитателем.
На третьем этапе необходимо побуждать детей к самостоятельному озвучиванию роли. Сначала роли надо распределять таким образом, чтобы текст роли был простой, понятный, легко запоминающийся. Воспитатель же на этом этапе берет на себя более сложные и объемные текстовые роли. На данном этапе важно учить детей анализировать поступки героев, предлагая встать на место персонажа. Характерные особенности героев дети показывают голосом и движениями пальцев рук. Если это мышка, то движения быстрые, суетливые, если бабушка – то плавные.
Перед обыгрыванием сюжета с детьми проводится беседа по закреплению правил пользования куклой:
- кукла полностью надевается на палец;
- один ребенок может надеть одну или несколько кукол на руку;
- кукла смотрит на зрителя, или на другую куклу;
- положение куклы – вертикальное.
При ознакомлении с пальчиковым театром дети постепенно осваивают основные виды действий с куклой:
- надевание на палец;
- имитация шагов куклы с передвижением руки;
- повороты;
- покачивания;
- поклоны.
В результате использования пальчикового театра в работе с детьми младшего дошкольного возраста у них развивается мелкая моторика рук, они учатся контролировать и выполнять изолированные движения пальцами, при необходимости синхронизировать их, развиваются такие двигательные качества, как точность, координация, ловкость, гибкость.
Пальчиковый театр, представляющий собой основное вспомогательное средство развития мелкой моторики рук, также является средством, мотивирующим детей, так как он вызывает интерес, любознательность, стимулирует к активному участию в совместной деятельности.
Список литературы
Аксёнова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи // Дошкольное воспитание. - 1990. – № 8.
Акулова, О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005.- №4.
Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – Москва: Эксмо-пресс, 2001