Людмила Пену
Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики ребёнка является важным этапом его интеллектуального развития. Дети с плохо развитой моторикой неуверенно держат ложку, не могут застегивать пуговицы, хуже лепят.
Развитие мелкой моторики также неразрывно связано с развитием речи ребёнка. Чем раньше малыш начинает активно и умело двигать пальчиками, тем раньше он развивается.
Публикация «Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Здесь на помощь приходят – пальчиковые игры.
В играх каждый пальчик задействован, эффект мелкой моторики увеличивается, речь формируется правильно.
Пальчиковые игры влияют на :
1. Развитие осязания и повышение восприятия тактильных ощущений.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие речи.
4. Простые практические возможности (застегивать пуговицы, лепить, рисовать и т. д.)
В развитии речи важнейшую роль играет сформированность мелкой моторики. Неслучайно, в старину, люди играли в пальчиковые потешки, а много позже, учёные обнаруживают в коре головного мозга соседство речевой моторной зоны и двигательной, отвечающей за кисти рук.
Эти зоны имеют особенно важное взаимодействие в возрасте от 0 до 3 лет, когда идёт активное формирование речи ребёнка.
Поэтому заниматься с ребёнком можно с рождения, сгибая и разгибая кисть, массируя пальчики, посылаются импульсы в его речевые центры.
В работу должны быть включены обе руки, не смотря на ведущую.
Любая пальчиковая игра сопровождается стихотворениями.
Преимущества разучивания стихотворений с помощью пальчиковой гимнастики заключаются:
стимуляции пространственного мышления и воображения;
в воспитании быстроты реакции и эмоциональной выразительности;
в улучшении памяти;
в развитии внимания.
Активный интерес к окружающему миру ребёнок начинает проявлять в возрасте 4х месяцев. Он разглядывает игрушки, трогает их, тащит в рот.
Играя с ребёнком даже в самую известную и простую «Сороку-ворону», вы сможете помочь ему скорее заговорить и правильно поставить речь.
В сравнении с другими методами развития речи, пальчиковая гимнастика имеет ряд преимуществ:
1. Игра всегда с собой.
2. Развитие сразу нескольких навыков.
3. Большое разнообразие игр.
4. Глубокое творческое развитие.
Любую сказку можно представить с виде пальчиковой игры.
Когда ребёнку станет легко выполнять движения одной рукой, нужно, чтобы он научился выполнять их и другой рукой, а затем обоими.
Этапы проведения игр:
1. Взрослый показывает игру ребенку
2. Взрослый показывает игру манипулируя детскими руками
3. Взрослый выполняет движения одновременно с ребёнком
4. Ребенок выполняет движения, по необходимости, с помощью взрослого, который проговаривает текст
5. Ребенок сам выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Регулярные упражнения помогают развить артикуляцию, активировать мыслительные процессы и разнообразить деятельность ребёнка.
Основные рекомендации :
1. Руки должны быть тёплыми (можно погреть их в тёплой воде или растереть) ;
2. О новых персонажах стоит рассказать заранее;
3. Использовать выразительную мимику;
4. Делать небольшие паузы;
5. Постепенно заменять игры на новые и усложнять;
6. Хвалить малыша за успехи;
7. Стараться использовать в игре все пальчики, особенно безымянный и мизинец.
Виды пальчиковой гимнастики :
1. Пальчиковые игры с предметами
2. Активные игры со стихотворным сопровождением
3. Игры-манипуляции
4. Пальчиковые игры с элементами массажа
5. Пальчиковые кинезиологические игры
6. Пальчиковые игры на основе сказок
7. Использование методики Су Джок
И самое главное, стоит оторвать ребёнка от гаджетов, т. к. все эти устройства лишь подавляют способность детей к воображению, а не развивают его.