КсенияТетерина
Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковые игры как средство развития речи детей-дошкольников
Еще в древности восточные врачи обнаружили, что массаж большого пальца руки повышает активность головного мозга, массаж указательного пальца оказывает положительное воздействие на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Публикация «Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
«Мелкая моторика – это согласованное движение пальцев рук, умение ребё нка пользоваться этим движениями: держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, лепить, рисовать и т. д.». Неуклюжесть детских пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика ещё недостаточно развита.
По мнению доктора медицинских наук, профессора М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук : если развитие пальцев рук соответствует возрасту ребёнка, то и речевое развитие его будет впределах нормы: если же развитие движения пальцев отстает, задерживается и развитие речи. Следовательно, развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
В этом контексте особое значение приобретают пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика.
Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речи. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет.
Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой :
выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводят к возбуждению речевых центров головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи;
игры с пальцами создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка;
когда ребёнок выполняет с пальцами упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, его речь становится более чёткой, ритмичной, яркой;
развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений;
развивается воображение и фантазия;
гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение ребенка;
в результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма (Е. М. Косинова).
Однако, игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Работа по программе Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости» предполагает постоянное позитивное взаимодействие педагога с каждым отдельным ребенком, с микрогруппой и со всем коллективом детей в целом. Поэтому пальчиковые игры активно используются не только для развития речи, но и для поддержания благоприятного эмоционального фона, переключения внимания с одного вида деятельности на другой, а так же для подготовки к следующим занятиям.
Дети, с удовольствием вовлекаются в хорошо известные пальчиковые игры (которые разучиваются начиная со второй младшей группы, и в процессе обучения дополняются новыми, овладевая и усовершенствуя движения мелкой моторики рук. Таким образом, к подготовительной группе они способны сами организовывать – зазывать друзей для пальчиковых игр, выбирать и вести их без помощи и подсказки педагога.
Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. У детей улучшается внимание, память, речь слух, зрение, оптико-пространственное восприятие (координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память). Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность.