Марина
Пальчиковые игры и гимнастика для детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Фигуры из пальцев»
«Цветок» - руки подняты вверх. Основания ладоней прогнуты и соединены - это «бутон», пальцы разомкнуты - это «лепестки».
«Крючки» - пальцы обеих рук попеременно сцепляются согнутыми фалангами.
«Цепь» - колечки из разных пальцев вставляются друг в друга.
«Слон» - правая рука ставится на прямую ладонь левой, указательный и безымянный пальцы изображают передние ноги слона, большой и мизинец - задние, выпрямленный средний палец - хобот.
Публикация «Пальчиковые игры и гимнастика для детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
«Маятник» - пальцы соединены в «замок», за исключением средних пальцев, которые опущены вниз и двигаются влево - вправо.
«Тяни-толкай» - пальцы рук сплетаются таким образом, чтобы средний и безымянный пальцы одной руки смотрели вверх, а те же пальцы другой руки - вниз.
«Фокус» - пальцы одной руки выпрямлены и соединены, а большой палец выставлен вверх. Другая рука берется за большой палец и как бы «отрывает» его, на самом же деле загибая и пряча его за другими пальцами.
«Мяч» - руки складываются вместе, чтобы получился круг, большие пальцы спрятаны внутрь него.
«Дом» - безымянные пальцы подняты и соприкасаются (это крыша). Большие, указательные и средние пальцы рук спрятаны внутрь (это стена). Мизинец правой руки стоит прямо (это труба). Сначала дети стараются запомнить фигуры и их названия: для 4-5-летних детей предлагается 4-5 фигур, для 6-7-летних детей - 6-7 фигур. Затем ребенок складывает фигуры по заданию взрослого. Многие дети придумывают свои новые фигуры из пальцев.
Игра «Чет - нечет»
Руки играющих подняты вверх и стоят близко друг к другу, большие пальцы спрятаны за ладонями. Оставшиеся 8 пальцев выставлены в один ряд. Взрослый дает играющим команду: «Чет!», а они должны по очереди согнуть все четные пальцы : безымянный и указательный пальцы левой руки, средний и мизинец правой, остальные остаются прямыми. Далее взрослый командует: «Нечет!», при этом сгибаются все нечетные пальцы : мизинец и средний пальцы левой руки, указательный и безымянный пальцы правой. Поначалу взрослый может помочь ребенку, придерживая те пальцы, которые не нужно сгибать.
Игра «Не ври!»
Играющие садятся вокруг стола и кладут ладони на стол. Выбранный водящий говорит: «Орел летит!» и поднимает один из пальцев. Игроки поднимают тот же палец, как бы соглашаясь с ним. Затем водящий опускает этот палец, но поднимает другой, говоря: «Сова летит!» Другие дети повторяют его движения. Постепенно темп игры увеличивается, а водящий начинает «ошибаться» : не меняя выражения лица и говоря: «Дом летит!», снова поднимает палец. Невнимательные игроки опять повторяют его движения и за это выбывают из игры, а те, кто вслушивался в слова водящего, пальцы не подняли. Таким образом, игра продолжается, пока не останется самый внимательный.
Игра «Угадай число пальцев»
Взрослый и ребенок садятся напротив лицом друг к другу, сжав руки в кулаки. Затем взрослый начинает игру, быстро вытягивая любое количество пальцев (от 1 до 4) в любой последовательности, затем следом ударяет несколько раз ладонями (они смотрят вверх) по столу. Ребенок должен успеть показать столько же пальцев, сколько было у взрослого. Если он ошибся в количестве или не успел вытянуть пальцы, получает очко. Затем играющие меняются ролями, и пальцы вытягивает ребенок. Игра продолжается до 10 очков. Кто первый их набрал, считается проигравшим.
Игра «Ручные пятнашки»
Двое играющих садятся друг напротив друга: у одного руки положены ладонями вверх, у другого - ладонями вниз. Этот ребенок старается быстро дотронуться до ладоней другого - запятнать их, а тот должен успеть отдернуть руки. Если первому удается дотронуться до ладоней, играющие меняются ролями.
Игра «Ладошки»
Двое играющих встают друг напротив друга, одновременно хлопают в ладоши, а затем соединяют свои ладони с ладонями другого, стоящего напротив. Получается соединение правой руки одного ребенка с левой рукой другого, левой руки одного - с правой другого. Затем ладошки соединяются крест-накрест: правая с правой, левая с левой, начиная в медленном темпе и постепенно его убыстряя, пока ладони не спутаются. Тогда игра начинается снова.
Игра «Лестница»
В игре участвуют двое детей. Один из них кладет руку на стол ладонью вниз, на нее кладет руку другой ребенок. Затем первый кладет свою вторую ладонь, другой тоже. После этого тот ребенок, чья рука находится внизу, быстро выдергивает ее и кладет сверху.
Таким образом игра продолжается в постепенно убыстряющемся темпе, пока кто-то из игроков не спутается.
Игра «Кто сильнее?»
Играющие ставят руки локтями на стол, соединяют свои кисти и по команде стараются перетянуть руку противника на свою сторону стола. Во время игры дети не должны отрывать локти от стола и помогать себе другой рукой.
Игра «Подними палец!»
Играющий кладет ладонь на стол, растопыривая пальцы и упираясь ими в него. Затем он начинает поочередно поднимать и опускать пальцы так, чтобы другие пальцы не отрывались от стола.
Игра «Подними кубик»
Для игры используются прямоугольные кубики или небольшие деревянные брусочки. Ребенку предлагается поднять кубик со стола, зажимая его между двух, рядом стоящих пальцев (указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем). Если ребенок легко справляется с этим заданием, можно предложить ему поднимать одновременно 2-3 кубика или брусочка.
Игра «Камень, ножницы, бумага»
Игра проводится по парам. Играющие встают лицом друг к другу и начинают одновременно показывать фигуры из пальцев : «камень» - пальцы, сжатые в кулак; «бумага» - прямая, расположенная горизонтально ладонь; «ножницы» - прямые и отставленные друг от друга указательный и средний пальцы. Если один игрок показал «камень», а другой «ножницы», побеждает «камень», так как он ломает ножницы. Если выпадают «камень» - «бумага» _ побеждает «бумага», так как покрывает камень; «ножницы» - «бумага» - побеждают «ножницы», так как режут бумагу. Если игроки показали одинаковые фигуры, это означает, что они спорят, и фигуры показываются заново. Играющим запрещено ждать друг друга, чтобы подгадать показ выигрышной фигуры.
Игры с веревочками
1 вариант. К середине двух небольших средней толщины палочек привязываются концы веревки длиной 4-5 м. На ее середине крепится приз (игрушка, флажок, конфета и т. д.) Каждый из играющих берется за свою палочку двумя руками и отходят друг от друга, растягивая шнур. По команде взрослого они начинают наматывать веревочку на палочку, прокручивая палочку в руке и стараясь приблизиться к призу. Веревка не должна провисать и касаться пола. Если это случается, игра начинается снова. Приз достается тому игроку, кто первый домотает до него веревочку.
2 вариант. Игра проводится с несколькими детьми. К одному концу веревки длиной 3-4 м привязывается палочка, к другому - любые игрушки на колесиках (лошадка, машинка, колясочка, одинаковые для всех игроков. Игрушки выстраивают на одной линии, веревки натягивают. По команде взрослого дети, не сходя с места, начинают сматывать веревку, чтобы игрушка быстрее пришла к финишу. Постепенно игру можно усложнить, выбирая какой-нибудь один для всех играющих способ сматывания веревки: тремя пальцами, указательным, средним и большим, или прижимая палочку к ладони и прокручивая ее четырьмя пальцами. Также прокручивание палочки можно сопровождать звуками (цоканьем языка - «лошадки»; изображением мотора - «машинки»).
Перетягивание. Для игры нужна толстая веревка или канат, на которой обозначена середина яркой лентой. На полу отмечают условную линию - границу для перетягивания. Играющие делятся на две команды, игроки которых берутся за разные концы веревки. Первыми ставятся самые сильные игроки команд. По сигналу взрослого играющие начинают тянуть веревку в противоположные стороны. Выигрывает та команда, которой удалось перетянуть веревку в месте прикрепления яркой ленты через условную границу.