мария усольцева
«Буква А, звук [а]». НОД в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе
«Звук [а] и буква А,а»
Интеграция образовательной деятельности (ОО): «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Образовательные задачи:
- закрепить понятие «гласный звук»;
- познакомить с буквой а - большой и маленькой;
- научить «рисовать» букву а в воздухе, на ладошке руки; по образцу.
Развивающие задачи:
- развивать фонематический слух;
- развивать навык языкового анализа слов с новыми звуками;
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Воспитательные задачи:
- воспитывать внимание, интерес детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов;
- развивать самоконтроль за речью детей.
Материал: слайдшоу; карточки с буквой «а» для раскрашивания; листы с клетками для прописи буквы «А»;
Характеристика звука: рот раскрыт приблизительно на три сантиметра, язык - кончиком касаясь нижних резцов, лежит плашмя на дне рта. Это исходное положение для правильного звукотечения при постановке голоса.
Выполняется фонематическая зарядка на произношение звука А, дети при этом ориентируются на то, что просит сказать врач, осматривая горло (А-а-а, или укачивание куклы (малыша) (Ааа-аа-ааа)
Ход деятельности
Азбука
Пусть начинается
С АИСТА -
Он,
Как и азбука,
С «А» начинается!
Б. Заходер
Слайд 1
- Ребята, давайте пожалуйста посмотрим на экран и рассмотрим что на нем изображено?
Слайд 2
- ребята что общего в названиях этих фруктов? (они начинаются с одного звука А)
- давайте вспомним, на какие две группы делятся звуки? (гласные и согласные)
- давай мы с вами определим каким является звук [а], давайте произнесем Аааа, встречает ли воздушный поток препятствие? (нет) значит это гласный звук и раскрашивается в красный цвет. (у ребят на столах буква Аа для раскрашивания)
- А теперь давайте сравним большую и маленькую печатную букву А. О какой из этих букв сказано «Два столбика наискосок, а между ними - поясок» (ответ детей)
- Давайте немного поиграем! Нам нужно определить место звука [а] в каждом слове. : вначале, середине иле в конце?
Слайд 3-6
- Правильно звук [а] гласный. Он обозначается буквой Аа. Давайте нарисуем букву а в воздухе, а затем на ладошке. Я вам предлагаю самостоятельно напечатать букву А у себя на листочке.
Образец:
Физкультминутка
А - начало алфавита,
Тем она и знаменита
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко
Дети должны стоять, широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно:
На пояс, на плечи, вверх - два хлопка, на плечи, на пояс, вниз- два хлока
- Рассмотрите звуковую схему слова. Как вы думаете какое слово спряталось?
Слайд 7
- Правильно груша!
- А сейчас вам небольшое задание. У вас на столах небольшое двух стихшие!
А - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
- Подчеркните в ловах маленькую букву а. Сколько слов в первой сточке двустишия? (3)
- В каких из них тебе встретилась буква а? (во втором и третьем)
- Где она встречается - в начале, середине или в конце слова?
Игра «Кто больше»
- А теперь давайте поиграем, вам нужно придумать слова, которые начинаются с «а». (апельсин, ананас, астра, аист, автобус, ангина, арена и тд.)
- Слова с «а» в середине слова. (банка, собака, бант, кран, врач и тд)
- Слова с «а» в конце слова. (река, долина, кошка, дочка, длина и тд)
Кто повнимательней заметят, что многие из слов имеют не один звук «а», а 2-3. (барабан, карандаш)
Рефлексия:
- С какой буквой мы сегодня с вами познакомились?
- Какая эта буква гласная или согласная?
- Какие задания мы сегодня с вами сделали?
- В какую играли игру!