Елена Коломоец
Пальчиковые дорожки для развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
О значимости мелкой моторики написано не мало. Уверена, каждый родитель слышал, что, развивая пальчики, мы помогаем развиваться речи малыша.
Мелкая моторика формируется постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в игры.
Для развития речи и мелкой моторики я предлагаю для дошкольников «пальчиковые дорожки».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые дорожки и коврики. Шагаем пальчиками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Пальчиковые дорожки - отличные тренажеры для маленьких детских пальчиков. Нам, взрослым, кажется, что может быть проще, чем ходить пальчиками по пуговицам, или раскрывать молнию. Но для малышей - это все труд и познание! С пальчиковыми дорожками можно проводить увлекательные задания, которые не только готовят руку ребенка к письму, но и развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что, в свою очередь, способствует развитию речи.
Я начинаю работу с самого легкого варианта: без речевого сопровождения шагать по дорожкам – для начала «шаги» указательным и средним пальцами. Затем постепенно ввожу остальные пальцы руки в следующей последовательности:
- указательный и средний пальчики;
- указательный и безымянный пальчики;
- указательный палец и мизинец;
- большой палец и мизинец;
- большой и указательный пальчики;
- большой и средний пальчики;
- большой и безымянный пальчики;
- средний и безымянный пальчики;
- средний палец и мизинец;
- безымянный и мизинец.
Далее одновременные движения пальчиками обеих рук. Затем ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают» вверх, а другой – «вниз»).
Зате мы добавляем речевое сопровождение.
Для автоматизации поставленных звуков я использую следующие задания:
- веди пальцем по дорожке и произноси звук Р и т. д. ;
- «Шагай пальчиками по дорожке вверх, правильно произнося слоги:
ша-ша, шо-шо, шу-шу, ши-ши и т. д.
Так же автоматизируем звуки в словах, предложениях, скороговорках. Учим с помощью пальчиковых дорожек стихотворения.
Пальчиковые дорожки также можно использовать при совершенствовании лексико-грамматических категорий, развитии фонематического слуха: «Посчитай слово», «Большой-маленький», «Подели слова на слоги» и т. д.
Отдельно стоит упомянуть использование сенсорных фонов для игр по правилам. Многие известные и популярные у детей игры по правилам можно перевести в пальчиковые игры, например, классики.
Выполнение этих упражнений и движений пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют речевое развитие ребёнка.
Следует отметить, что речь у человека является инструментом мышления, тем самым развивая речь – мы даем мощный толчок интеллектуальному развитию ребенка. Речь оказывает большое влияние на развитие психических процессов. Прежде всего, под влиянием речи изменяется восприятие ребёнка.