Любовь Скворцова
Характеристика дидактического пособия «Пальчиковые шаги и сенсорные дорожки»
▼ Скачать + Заказать документы
Первые сенсорные комнаты как средство психического оздоровления детей появились в 70-х годах ХIХ в. в Голландии и в 80-х годах – в Великобритании. Опыт их использования есть и в России, где в 2004 году прошёл первый Международный семинар по применению сенсорных комнат для корригирования отклонений в эмоциональной и когнитивной сфере детей.
Публикация «Характеристика дидактического пособия „Пальчиковые шаги и сенсорные дорожки“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Пальчиковые дорожки и коврики. Шагаем пальчиками
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Игровое и релаксационное оборудование, активизирует и развивает мышление ребенка путем стимуляции его органов чувств, мелкую моторику, двигательную активность, благоприятно влияет на психическое и физическое здоровье как основу психоэмоциональной реабилитации детей, формирования саморегуляции поведения.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Повышение интереса, движение и познание – всё это заложено в сенсорных дорожках, значительно повышающем эффективность и результативность образовательных, стимуляционных и релаксационных мероприятий.
Мы все знаем, что существует связь между моторикой рук и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Конечно, для наилучшего развития речи ребёнка нужен комплексный подход (с ребенком нужно разговаривать, читать, учить отвечать на вопросы, рассматривать с ним картинки и так далее). Я же хочу остановиться на развитии мелкой моторики рук. Сюда можно отнести различные виды деятельности: пальчиковые игры; игры с мелкими предметами; игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ; рисование карандашом (фломастером, кистью) ; застёгивание и расстегивание молний, пуговиц; одевание и раздевание игрушек.
Сенсорные дорожки для пальчиков сделаны из различных по фактуре материалов: пуговиц, гладких и фактурных, шнура, стеклянных камушков, паролона, деревянных бусин, ракушек и т. п. Сенсорные дорожки используются для одновременной работы правой и левой рукой, а так же поочередно. Дорожки можно соединять попарно, а можно сложить в одну длинную. Занятия с дорожками полезны детям начиная со второй младшей группы и до младшего школьного возраста.
Сенсорные дорожки позволяют использовать «пальчиковые шаги» (логоритмику). «Пальчиковые шаги» — это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.
Перед началом работы с «шагами» взрослому рекомендуется попробовать поработать самостоятельно, чтобы уметь правильно подсказать ребенку во время занятий. В этом пособии представлены варианты работы для левой и правой руки. Рекомендуется начинать работу с варианта для ведущей руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй рукой. Самый сложный вариант работы — разнотипные и содружественные (одновременные) движения пальчиков обеих рук.
Первый этап: знакомство с ритмом стишка или приговорки, сопровождающей упражнение. Ребенок учится слышать и показывать ритм речевого сопровождения. Это важно не только в работе с «шагами». Это умение является необходимым для полноценного речевого развития в дошкольном возрасте и в дальнейшем при обучении в школе. Сначала ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальчиками этот ритм по столу. Когда малыш усвоит ритм «шагов», можно переходить к работе с сенсорными дорожками.
Второй этап: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками. Перед началом работы малыш может просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинайте работу с самого легкого варианта — «шаги» указательным и средним пальцами. Усложнение задания на этом этапе состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности: указательный и средний пальчики; указательный и безымянный пальчики; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец; большой и указательный пальчики; большой и средний пальчики; большой и безымянный пальчики; средний и безымянный пальчики; средний палец и мизинец; безимянный и мизинец.
Ребенок будет испытывать трудности, работая с безымянным пальчиком и мизинцем, так как в быту используются движения преимущественно первых трех пальцев (большой, указательный и средний) и смежной с ними частью ладони. Поэтому очень важно прорабатывать все предложенные варианты работы с пальчиками, несмотря на трудность выполнения. «Шагая» пальчиками, важно подключать к работе кисть руки. Движения кисти руки в запястье помогут выполнять сложные в воспроизведении «шаги». На этом этапе стихотворный текст может произносить как взрослый, так и ребенок.
Третий этап: содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук. Этот этап предполагает работу одноименных пальчиков обеих рук без речевого сопровождения. Пальчики левой руки работают по четной странице разворота, правой руки — по нечетной.
Четвертый этап: наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают вверх», другой — «вниз»). Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой — большой палец и мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, в отличие от содружественных движений, воспитывает у ребенка сосредоточенность, умение сконцентрироваться и удерживать внимание.
Несмотря на сложность работы на третьем и четвертом этапах, ребенку необходимо усвоить эти упражнения, так как осуществление и автоматизация этих движений способствуют расширению резервных возможностей функционирования головного мозга ребенка.
Цель пособия:
Создать условия в группе детского сада для сенсорного и познавательного развития детей.
Задачи:
Формировать элементарные представления о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах;
Расширять знания о животных и их детенышах;
Знакомить с некоторыми особенностями поведения зверей;
Формировать представления об основных частях тела человека;
Знакомить с транспортом;
Формировать умения различать предметы по цвету, форме, количеству (много – один) и величине (большой дом – маленький домик);
Формировать у детей навык перевоплощения в образы сказочных героев;
Пробуждать интерес к театральной игре путем общения с персонажами;
Развивать речь детей во всех видах деятельности;
Поощрять участие детей в совместных играх.
Стихотворения для «пальчиковых шагов» на сенсорных дорожках.
Снежинки
-Посмотрите-ка, ребята,
Всё вокруг покрыла вата!
А в ответ раздался смех:
-Это выпал первый снег.
Снеговик
К нам снеговик пришёл во двор.
«Но где ваш головной убор?»
А снеговик, мигнув хитро,
Надел на голову ведро
И вдруг сказал: «Готово!»
Помоги Снеговику дойти до ведерка. «Прошагай» пальчиками правой руки по дорожкам. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.
Мишка
По лесу медведь идёт,
Этот мишка ищет мёд.
Он голодный, невесёлый.
Где живут лесные пчёлы?
То направо повернётся,
То налево поглядит.
Где здесь рой пчелиный вьётся?
Кто среди кустов жужжит?
***
Мишка очень любит мед
Свежий, из пчелиных сот
Он бы с пчелкой подружился
Этим лакомством разжился
Только пчелы вот беда
С ним не дружат никогда
Помоги медведю добраться до бочки с медом. «Проскачи» пальчиками правой руки по кружочкам. Большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.
Маленький щенок
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел
«Проползи» пальчиками левой руки по извилистой тропинке, как щенок доползи до конуры. И по другим дорожкам. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.
Зайка
На пригорке у осинки
Скачет зайка по тропинке.
В лапках держит он морковку
С ней он прыгает так ловко!
На одной скакал он ножке
По протоптанной дорожке.
А потом, свернув с подскоком
Он помчался правым боком.
Левой ножкой топал чётко,
Отбывал он ей чечётку.
И, устав, под тенью дуба
Грыз морковь, точа ей зубы.
Подкрепившись, сил набрался
И на горку он забрался,
Кувырком с горы скатился.
Вот и дома очутился!
Помоги зайчику добраться до морковки. «Прошагай» пальчиками правой руки по дорожкам к морковке. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безимянный, безимянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безимянный, большой и средний.
Дети делают мордочку и ушки зайки из правой руки,затем проговаривая стишок, шагают пальчиками (указательным и средним) по "дорожкам"
Зайчик
Зайка по лесу бежит,
И от страха весь дрожит.
Он по бревнышкам идет,
А в кустах волчище ждёт.
На снежок скорее прыг,
Следы запутал в тот же миг.
Спрятался скорей за елку,
Не боится злого волка.
Волк -рыболов.
Замечательной рыбалки пожелала мне лиса:
«Вот опустишь хвост свой в реку, и начнутся чудеса!»
Только я уже ученый и меня не проведешь!
"Буду я ловить на леску! Ну, и хитрая ты, всё ж!
Приготовил я все снасти - удочку и две блесны.
Приходи, плутовка в гости - хитрости твои ясны.
Рыбки для тебя не жалко. Слово волка - будет пир!
Всё. лиса, давай мне лапу - между нами будет мир!»
Помоги волку добраться до пруда и наловить рыбки. Пройди пальчиками правой руки по ракушкам, а левой по камушкам. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безимянный, безимянный и мизинец, большой и мизинец, большой и бези-мянный, большой и средний.
Гном.
Гномик – очень маленький,
Но зато – удаленький!
Улыбается игриво;
Умный, добрый и красивый!
Гномик – чудо из чудес!
Его домик – это лес.
Гномику не страшно;
Гномик ведь отважный!
Шапка красная на нём –
Светит ночью, светит днём.
Весь такой забавный, -
Маленький и славный!
Помоги гному добраться до дома. «Пройди» пальчиками правой руки по сердечкам, а левой по звездочкам. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безимянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безимянный, большой и средний.
Ракета
Вот так радуга на небе – Шёлковый узор!
Ну и радуга на небе,
Как цветной ковёр!
А над радугой– ракета
Взмыла к небесам.
Вот такую же ракету
Я построю сам.
И на звёздную дорожку
Полечу на ней,
Наберу я звёзд лукошко Мамочке моей.
Помоги ракете долететь до луны. «Пролети» пальчиками правой руки по радужным ступенькам, а левой по радужным кружочкам. У каждого пальчика свой цветочек: большой и указательный, указательный и средний, средний и безимянный, безимянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безимянный, большой и средний.