Ирина Вершинина
Пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки «Рукавичка»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Усилия работников в коррекционной педагогике сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в коррекционно – развивающих программах. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современной коррекционной педагогики.
Публикация «Пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки „Рукавичка“» размещена в разделах
- Варежки, перчатки, рукавички
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Рукавичка», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Что же такое «здоровьесберегающая технология»? Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов коррекционно- развивающей среды, направленных не только на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его развития, обучения, коррекции, но и на активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Поэтому логопеду и другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка.
Пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры) - здоровьесберегающаятехнология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста.
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.
На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Известный педагог Сухомлинский В. А. сказал «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша и играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку». И мы до сих пор играем. И, возможно, даже не осознаём, что занимаемся, таким образом, с ребёнком пальчиковой гимнастикой. Что же такое пальчиковая гимнастика?
Пальчиковая гимнастика – это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры – это упражнения пальчиковой гимнастики.
Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребёнка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются и руки и мозг.
Прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. Двигательные и речевые центры в мозгу – самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра переходит на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и не согласованы. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.
Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и понимать её, повышает речевую активность ребёнка, да и просто создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.
Пальчиковая гимнастика учит ребёнка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! Но малышу нужно помогать его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребёнок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
Когда ребёнок говорит и стихами сопровождает упражнения из пальчиковой гимнастики – это делает его речь более чёткой, ритмичной, яркой. Кроме этого, таким образом, он может усилить контроль за своими движениями.
В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное весёлое упражнение для развития памяти.
А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет взрослый, а уж потом и ребёнок может сочинить свои «пальчиковые истории».
После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это в дальнейшем поможет в освоении навыков письма.
Таким образом, пальчиковые игры – это не только простой и быстрый способ развлечь ребенка, но и занятие, которое имеет колоссальный развивающий потенциал для:
• Развития мелкой моторики, а значит и речи;
• Развития координации движений;
• Подготовки руки к письму;
• Расширения словарного запаса;
• Развития внимания, памяти, воображения;
• Снятия эмоционального и умственного напряжения;
• Установления теплого телесного контакта между ребенком и взрослым.
• Более быстрого формирования речи.
Тема организованной образовательной деятельности: Пальчиковая игра по мотивам русской народной сказки «Рукавичка».
Тип организованной образовательной деятельности: образовательная деятельность по закреплению умений и навыков.
Форма организованной образовательной деятельности: групповая.
Вид организованной образовательной деятельности: интегрированный.
Возраст детей: старший дошкольный возраст (6 – 7 лет).
Цель: развитие тонких движений пальцев рук старших дошкольников.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: учить сюжетным пальчиковым упражнениям, учить запоминать текст сказки, согласовывая его с движениями рук; учить самостоятельно контролировать чёткость произношения.
- Коррекционно-развивающие: развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений, связную речь. Совершенствовать зрительно-двигательную координацию и ориентировку в микропространстве, координацию речи с движениями.
-Коррекционно-воспитательные: воспитывать уважительное отношение к сверстникам, взрослым; интерес к русскому народному творчеству.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Рукавичка», беседа по прочитанному, рассматривание иллюстраций к сказке; разучивание упражнений из комплекса пальчиковой гимнастики.
Словарь новых слов: топал, рукавичка, обронил, увидал, метелка.
Методы обучения: практический (пальчиковые упражнения, наглядные (иллюстрации сказки, словесные (текст сказки в стихах, игровые (обыгрывание сюжета сказки).
Оборудование и материалы: иллюстрации к сказке, фигура медведя, магнитная доска, конверт.
Ход организованной образовательной деятельности:
I. Вводная часть.
- Педагог: Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Давайте назовём друг друга ласково и поздороваемся
- Дети: Здравствуй, Никитушка. Здравствуй, Сашенька.
- Педагог: К нам пришёл один гость, отгадайте, кто это? (Бурый он и косолапый, ловит рыбу мощной лапой. А ещё он любит мёд! Кто сластёну назовёт)
- Дети: Это медведь.
- Педагог: Верно, молодцы. Сюрпризный момент. Появление медведя с конвертом.
(открывает, спрятанного на магнитной доске, фигуру медведя). Давайте с медведем тоже поздороваемся, назвав его ласково.
- Дети: Здравствуй, Мишутка. Здравствуй, медведушко.
- Педагог: Что это у него в лапах?
- Дети: В лапах у медведя – конверт.
- Педагог: Давайте посмотрим, что там?
- Дети: Внутри картинки к сказке.
- Педагог: Вы узнаёте сказку? Верно это сказка «Рукавичка». Медведь герой этой истории и он просит вас напомнить ему, о чём это произведение. Поможем?
- Дети: Конечно, поможем.
- Педагог: А расскажем мы с вами сказку необычно – с помощью рук. Согласны?
- Дети: Конечно, согласны.
II. Основная часть.
- Дети раскладывают картинки-сюжеты в хронологической последовательности, вспоминая содержание произведения.
- Педагог и дети обсуждают слова из сказки, вызывающие недопонимание их смысла (топал, рукавичка, обронил, увидал, метелка).
- Педагог и дети рассказывают сказку, выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, согласовывая их с текстом:
«Рукавичка»
Из-за леса, из-за гор
Топал дедушка Егор.
Очень он домой спешил,
Рукавичку обронил.
Мышка по полю бежала.
Рукавичку увидала.
Кто, кто здесь живет?
Мышку здесь никто не ждет?
Стала жить – поживать,
Звонки песни распевать.
Зайка по полю бежал,
Рукавичку увидал.
Кто, кто здесь живет?
Звонко песенку поет?
Мышка зайку пригласила,
Сладким чаем напоила.
Зайка прыг, зайка скок,
Зайка пирогов напек.
Как по лесу шла лисичка,
Увидала рукавичку.
- Кто, кто здесь живет?
Звонко песенку поет?
И лисичку пригласили.
Пирожками угостили.
Стала жить там поживать,
Пол метелкой подметать.
Мишка по полю гулял.
Рукавичку увидал.
- Кто, кто здесь живет?
Звонко песенку поет?
Звери испугались.
В страхе разбежались. Дети шлепают ладошками по коленям.
Показывают обратную сторону ладони (фото 1).
Вытянутым большим пальцем вверх
– показать жест «Рукавичка»
Бегают пальчиками
одной руки по другой.
Жест «Рукавичка» (фото 2).
Стучат правым кулачком
по левой ладошке (фото 3).
Грозят пальцем (фото 4).
Хлопки (фото 5).
жест «Зайка» (фото 6).
Жест «Рукавичка».
Стучат правымкулачком
по левой ладошке.
Хлопки.
Зовут,жестикулируя правой рукой.
Вытягивают вперед руки,
ладошки складывают в виде чашечки.
«Пекут» пирожки (фото 7).
Мягкие движения кистями рук.
Жест «Рукавичка».
Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Хлопки
Мягкие движения кистями рук.
«Пекут» пирожки.
Движение руками вправо-влево.
Стучать по коленкам кулачками.
Жест «Рукавичка».
Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Хлопки
Сжать пальцы в «замок» (фото 8).
Развести руки в сторону (фото 9).
III. Итог
- Какую сказку мы сегодня «рассказывали»? Вам понравилось «рассказывать» сказки пальчиками?
- Скажите, кто вам в этом помог? (пальчики)
- Какие упражнения вам понравились и дались легко? Выполнение каких упражнений вызвало затруднения?
- Покажите, с каким настроением вы закончили наше занятие.
Отмечают на доске своё настроение в конце занятия.
Используемая литература:
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии – Ростов-на-Дону. : Феникс, 2008г.
2. Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М. : ТЦ Сфера, 2005 г.
3. Мальгавко Н. В. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР – ж. Логопед, №1, 2012г.
4. Панфёрова И. В. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике. – ж. Логопед, №2, 2011г.
5. Кудинова М. А. здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников. – ж. Логопед, №2, 2010г.
6. Кузнецова С. В., Котова Е. В. ,Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008г.