Анастасия Вербицкая
Пальчиковая гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему вниманию представляется презентация-результаты моей работы на тему: Пальчиковая гимнастика как основополагающий фактор развития дошкольников (слайд 1).
Пальчиковая гимнастика для дошкольников играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но также и речевой центр ребенка. Итак, очевидны Преимущества использования пальчиковой гимнастики (слайд 2) :
Помогает развивать речь.
Публикация «Пальчиковая гимнастика» размещена в разделах
Способствует овладению навыками мелкой моторики.
Повышает работоспособность коры головного мозга.
Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
Снимает тревожность.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие не только речевой, но и всей высшей нервной деятельности ребёнка. Чем чаще у ребёнка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Использование пальчиковой методики в работе воспитателя (слайд 3) предполагает реализацию следующей цели работы: Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений Задачи: Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры; Повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста. Ожидаемый результат: Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста; Формирование речевых навыков у детей младшего возраста; Интеллектуальное развитие детей; Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.
Пальчиковые игры – это основа развития мелкой моторики и речи. Использование мелкой моторики в различных видах деятельности (слайд 4)
Итак, Наши дети (слайд 5)
Используемые в работе пальчиковые игры и методики (слайд 6)
Пальчиковые игры на основе сказок;
Пальчиковые игры с предметами;
Активные игры со стихотворным сопровождением;
Игры манипуляции;
Пальчиковые игры с элементами самомассажа;
Развитие графической моторики
Пальчиковый кукольный театр (слайд 7) - это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики.
Цель игры:
1. Знакомство с русским народным творчеством;
2. Развитие эмоционального мира ребенка;
3. Формирование коммуникативных навыков;
4. Знакомство с элементарными математическими понятиями;
5. Создавая положительный эмоциональный фон игры с фигурками-героями сказки, способствовать развитию у ребенка чувства эмпатии (сопереживания).
С детьми были проведены развивающие дидактические игры со сказочными героями (слайд 8,9) Развивающие игры с пальчиковым театром «Репка» Изготовлены фигурки кукольного театра самостоятельно, вырезаны из бумаги.
Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Как же рука изучает, обследует предметы? Пальчиковые игры с использованием предметов позволяют (слайд 10) :
1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т. д.
2. Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материалов.
3. Взятие в руки помогает обнаруживать многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т. д.
4. Надавливание дает возможность определить, мягкий предмет или твердый, из какого материала сделан.
5. Ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов (например, зерна, крупы, соли) учит ребенка ощущать прикосновение ладони или пальцев.
Большим, указательным, средним пальцами дети ощупывают детали мозаики, пуговицы, гайки, монетки; крупные предметы захватывают всеми пятью пальцами. Пальчиковые игры с использованием предметов (слайд 11).
Вид пальчиковых игр – игры- манипуляции (слайд 12). Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Предлагаю вам вспомнить названия данных игр. («Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка» «Этот пальчик хочет спать…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?.», «Пальчики пошли гулять…» — ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. и т. п.) Пальчиковые игры –манипуляции, проведенные с детьми (слайд 13)
Система дидактических игр «Веселые шнурочки» направлена на работу с детьми по трем направлениям: ребенок и окружающий мир, формирование элементарных математических представлений, развитие речи и фонематического слуха.
Так, система дидактических игр «Веселые шнурочки» способствует (слайд 14) :
- развитию познавательных способностей – в процессе дидактических игр многие сложные явления (в том числе, явления природы) расчленяются на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность. На это направлены следующие игры «Посчитай – ка!», «Кому, что нужно для работы?», «С какого дерева лист?», «Уточним цвет предмета»…
- обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности. Это происходит в играх «Неразлучные друзья», «Чей малыш?», «Кто, где живет?» и другие.
- развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь («Наоборот», «Угости зверюшек» и др.) ; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка («Соедини два предмета, которые начинаются с одного звука», «Подбери картинку к схеме») (слайд 15)
Очень важно сочетать пальчиковую гимнастику и физкультминутку (слайд 16)
Самомассаж – это массаж выполняемый самим ребенком (подростком, взрослым). Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа: с использованием массажного мяча и других атрибутов (слайд 17).
С детьми очень часто проводится методика Открытая деятельность «Мы строим новый дом» (слайд 18)
Методика СУХОЙ БАССЕЙН (слайд 19) Для этого берется коробка или миска (приблизительно 25 см в диаметре и высотой 12-15 см) и заполняется на 8 см, например, промытым и высушенным горохом, фасолью. Выполняются различные упражнения, руки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения- координированными.
Такой самомассаж способствует нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук, формированию произвольных, координированных движений. Самомассаж в «сухом бассейне» сопровождается стихотворным текстом.
Предлагаем ребенку опустить кисти в коробку, помешать горох, сжимать-разжимать пальцы рук внутри «бассейна».
В миску насыпали горох и пальцы запустили,
Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.
«Месим тесто». Предлагаем ребенку опустить кисти в «бассейн» и «месить тесто» для пирожков или булочек.
Месим, месим тесто, есть в печи место.
Будут, будут из печи булочки и калачи.
«Зарядка». Предлагаем ребенку чередовать движения пальцев рук внутри «бассейна» : сжимать кулачки, затем широко расставлять пальцы в стороны.
Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке будут буковки писать.
«Найди игрушку». Игрушки из киндер-сюрпризов «закопать» в «бассейне», предложить ребенку найти их и назвать. Вариация – делать то же самое с закрытыми глазами, предварительно рассмотрев эти фигурки.
В миске не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей.
Проведение пальчиковой методики «Сухой бассейн» с использованием гороха (слайд 20)
Пальчиковая игра Рыбалка (слайд 21)
Цель: развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, познавательной сферы.
«Мы с тобой рыбаки. Наши руки помогут нам выловить.
Какую "рыбку" ты выловил: большую или маленькую; гладкую или шершавую; круглую или квадратную?
Какого цвета твоя "рыбка"?
Она легкая или тяжелая?
Теплая или холодная?
Теперь положим наш улов в ведерко. Закроем глаза. Опусти руку в ведерко и найди свою рыбку. Почему ты уверен, что это твоя рыбка?»
Использование предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики (слайд 22)
Одним из видов пальчиковых игр с предметами являются игры с прищепками. Они очень нравятся детям. Примеров как играть с прищепками большое количество от простого составления забора и собирания из них фигурок животных до разыгрывания сценок (слайд 23).
Регулярно с детьми проводятся различные пальчиковые игры (слайд 24) и упражнения (изобразить домик, котика, лошадку и т. д.)
Развитие графической моторики, работа пальцев с карандашом (слайд 25)
Графические упражнения, цветовая ассоциация (слайд 26)
Освоение предметного материала (на примере сказки «Кошкин дом») (слайд 27)
Шнуровки как способ улучшения мелкой моторики (слайд 28)
Вывод: (слайд 29) Реализация пальчиковой игровой методики развития мелкой моторики руки в работе с детьми дошкольного возраста будет эффективна при условии:
включение игр в разные режимные моменты;
учета индивидуальных особенностей и игровых интересов детей;
методически грамотного руководства игровой деятельностью детей;
закрепление игровых действий детьми в условиях семейного воспитания.
Результатом реализации проекта стало (слайд 30) :
Освоение детьми комплекса пальчиковой гимнастики и упражнений для обыгрывания сказок и потешек;
Повышение уровня сформированности мелкой моторики рук;
Осознание родителями необходимости и значимости развития ручной моторики у детей дошкольного возраста
Спасибо за внимание! (слайд 31)