Аня Баженова
Методики психодиагностики для детей (подготовительная группа, младший школьный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
1. Методика «Капитан корабля»
Цель: диагностика статуса младших школьников в коллективе сверстников. Диагностика межличностных отношений младших школьников в группе сверстников.
Возраст: 7 лет (младшие школьники).
Методика позволяет оценить уровень комфорта детей во взаимоотношениях, коммуникативные умения детей, а также удовлетворенность ребенка общением со сверстниками, уровень статуса ребенка в группе, проанализировать заинтересованность детей в общении со сверстниками.
Ход: во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:
Публикация «Методики психодиагностики для детей (подготовительная группа, младший школьный возраст)» размещена в разделах
Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?
Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?
Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?
Кто еще остался на берегу?
Анализ результатов. В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет, выявит его положение в группе (социометрический статус). На основании данных можно судить об уровне отношений детей к каждому сверстнику. При условии, что в группе принимает участие 5-10 детей, можно судить по следующим баллам:
От -20 до -10 баллов – отвержение (отверженные);
От -9-0 баллов – игнорирование (незамечаемые);
От 1-10 баллов – дружба (лидеры)
11-20 баллов – предпочтение («звезды» группы).
2. Методика «Чего не хватает?»
Цель: диагностика уровня восприятия у учащихся младших классов.
Оборудование: картинки.
Ребенку младшего школьного возраста предлагается 7 рисунков, на каждом из которых не хватает чего-то очень важного.
Инструкция: «На каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь». Проводящий психодиагностику с помощью секундомера или секундной стрелки часов фиксирует время, затрачиваемое на выполнение всего задания.
Оценка результатов:
10 баллов — ребенок назвал все 7 недостающих предметов менее, чем за 25 секунд;
8—9 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 26—30 секунд;
6—7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 31—35 секунд;
4—5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило 36—40 секунд;
2—3 балла — время поиска всех недостающих предметов составило 41—45 секунд;
0—1 балл — время поиска всех недостающих предметов составило в целом больше 45 секунд.
3. Методика получения обратной связи «ЁЖИК»
Цель: Изучение агрессии младших школьников через получение обратной связи путем погружения в сказку.
В основе методики лежит сказка М. Пляцковского «ЁЖИК»
Материалы: листы белой бумаги формата А4, простой и цветные карандаши, фломастеры. Картинка с изображением Ёжика.
Получение обратной связи от младших школьников начинается с того, что в класс входит психолог или учитель и предлагает детям послушать очень интересную историю, которую ему поведал один маленький ёжик. При этом детям показывается красочный рисунок, где изображен счастливый и улыбчивый ёжик.
– Ребята, я хочу рассказать вам одну историю, которая произошла в одном сказочном лесу. Её мне рассказал маленький ёжик, а ещё он просил рассказать эту историю вам. Итак – начинаем!
Все ежи на свете – колючие. Не правда ли? На них столько острых иголок, что не дотронешься даже. А по головке погладить – и вовсе нельзя. Поэтому их никто никогда и не приласкал ни разу. Но нашему ёжику все-таки повезло. Как это произошло? А вот как.
Брёл ёжик по лесу. Видит – пень торчит. А на том пеньке сидит Зайчонок и кашу манную из тарелки ест. И не просто ест, а столовой ложкой. Съел Зайчонок всю кашу и сказал:
Спасибо, мама!
Подошла к Зайчонку мама Зайчиха, по головке лапкой погладила и похвалила:
– Молодец! Какой у меня воспитанный сынок растёт!
А Ёжику, которого никто никогда не гладил так ласково, вдруг стало грустно. До того грустно, что он даже заплакал. Увидела Зайчиха, что Ёжик плачет, и спрашивает:
– Кто тебя обидел?
– Никто не обидел, – отвечает Ёжик.
– А почему тогда у тебя слезинки на глазах?
– Потому, что вы Зайчонка…погладили…лапкой.
– Разве тебя мама не гладит?
– Не гладит. Никто меня не гладит.
Я бы тебя, малыш, погладила, если бы…если бы ты не был таким колючим, – пожалела ёжика Зайчиха.
– Конечно, она бы тебя погладила, – вмешался Зайчонок. – Но можно очень даже просто лапу уколоть.
– А если я не буду колючим? – вдруг спросил Ёжик.
– Тогда другое дело, – говорит Зайчиха. – Но ведь это невозможно!
– Возможно! – крикнул Ёжик и стал кувыркаться, стал кататься по земле до тех пор, пока не нацепил на свои иголки целый ворох опавших листьев. Он стал похож на пестрый разноцветный шарик. Когда шарик этот подкатился к Зайчихе, она сразу не поняла, в чем дело. Но Ёжик просунул сквозь листья черную кнопочку носа и пробормотал:
– Теперь я…совсем…не колючий. Правда?
Зайчиха улыбнулась и погладила Ёжика.
– Молодец! – сказала она. – Ах, какой находчивый Ёжик растет!
– Ребята, когда Ёжик рассказал свою историю, ему захотелось узнать: есть ли в нашей школе детки, похожие на ежиков, которых никто и никогда не погладил и не приласкал. А чтобы Ёжик быстрее об этом узнал, я предлагаю вам нарисовать ему рисунки и отправить их по почте в сказочный лес. В этом вам помогут вопросы, которые интересовали Ёжика.
А вопросы такие:
1. Твоя мама часто гладит тебя по головке, прижимает к себе или она этого не делает совсем? Если часто, то нарисуй солнышко, если редко – нарисуй ёлочку, а если только ругает – нарисуй тучку.
2. Тебе хочется, чтобы мама чаще называла тебя ласково и нежно? Если да – нарисуй солнышко, если тебе всё равно – нарисуй ёлочку, а если тебе это не нравится – нарисуй тучку.
3. Бывают случаи, когда человека все раздражает вокруг, все ему не нравится. Если с тобой это происходит часто – нарисуй тучку, если редко – нарисуй елочку, ну а если тебе всегда с людьми легко и никто тебя не раздражает – нарисуй солнышко.
4. Нашего ёжика не мог никто погладить из-за иголок, и он от этого очень страдал. А есть ли у тебя такие “иголки”, которые появляются у тебя даже тогда, когда тебе этого не хочется. Если “иголки” появляются часто и они тебе мешают дружить с ребятами – нарисуй тучку, если это происходит редко, иногда – нарисуй ёлочку, а если этого не происходит никогда – нарисуй солнышко.
5. Когда ты приходишь в школу, в свой класс ребята рады тебя видеть, а ты радуешься встрече с ребятами или нет? Если тебе приятно видеть всех ребят – нарисуй солнышко, если приятно видеть только некоторых детей – нарисуй елочку, ну а если тебе не хочется никого видеть, не хочется ни с кем общаться – нарисуй тучку.
Спасибо, ребята, за ответы. Я думаю, что у вас все будет хорошо.
А теперь ребята все ваши рисунки мы положим в конверт и отправим по почте Ёжику в его сказочный лес. Если кому-то из вас хочется написать или нарисовать свою историю, похожую на историю Ежика, вы можете это сделать после уроков или дома и принести свои письма мне, а я их отправлю в сказочный лес.
Обработка полученного материала.
Для наглядности полученных данных составляется таблица в «цвете», где по горизонтали проставляются номера вопросов, а по вертикали прописываются фамилии учащихся и на пересечении проставляется рисунок ребенка.
Затем рисунки можно перевести в цветовые диаграммы, заменяя рисунок соответствующим цветом.
В результате получается цветное поле, на котором наглядно видно, какой процент учащихся и кто из детей подвержен агрессии.
Кроме диагностического характера, методика носит и психотерапевтический характер, так как ребенок непроизвольно «примеряет» ситуацию на себя.
4. Методика «Кактус»
Цель: Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии.
Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Обработка данных.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
пространственное положение
размер рисунка
характеристики линий
сила нажима на карандаш
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т. д.)
характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)
характеристика иголок (размер, расположение, количество)
Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :
Агрессивность - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, расположенный в центре листа.
Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа.
Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм - изображение "радостных" кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
Тревожность - преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
Женственность - наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интровертированность - на рисунке изображен только один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки?
5. Методика «Крокодилы».
Цель: Позволяет выяснить причины агрессии.
Материалы: листы белой бумаги формата А4, простой и цветные карандаши, фломастеры.
Это животное является символом агрессивного поведения. Изображение крокодила способствует выявлению у человека агрессивных тенденций. На рисунке проецируются такие черты характера, как злопамятность, подозрительность, враждебность.
Методика проста в исполнении, доступна, интересна для детей, не вызывает у них сопротивления.
Инструкция: На листе бумаги нарисуй крокодила. Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Интерпретация результатов:
Длинный хвост – злопамятный
Вид сверху – депрессивное состояние
Зубы – вербальная агрессия
Нарисована только голова или на рисунке присутствуют волны – латентная форма агрессии.