Сарычева Елена
Сценарий мероприятия по произведению П. И. Чайковского «Детский альбом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с «Детским альбомом» П. И. Чайковского.
Задачи: Приобщать детей к классической музыке, обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик через знакомство с произведениями П. И. Чайковского. Формировать музыкальный вкус. Способствовать развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.
Материал: аудиозаписи произведений П. И. Чайковского, его портрет.
Публикация «Сценарий мероприятия по произведению П, И, Чайковского „Детский альбом“» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Чайковский П.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Атрибуты: игрушка-лошадка на палочке, кукла, кастаньеты. музыкальные игрушки.
Ход мероприятия:
Под музыку дети входят в зал, рассаживаются на стульчики.
Ведущий. Здравствуйте, дети! Сегодня мы познакомимся с творчеством П. И. Чайковского, великого русского композитора.
Давайте с вами вспомним, кого называют композитором. (Ответы детей).
Правильно, композитор - это человек, который сочиняет музыку.
Посмотрите, перед вами портрет П. И. Чайковского.
Чайковский родился 175 лет назад. Давно уже Пётра Ильича нет в живых, но память о нем жива и будет жить вечно, благодаря его таланту. Люди разных стран с удовольствием слушают и любят знаменитые произведения Чайковского. Об этом и мечтал композитор.
Он желал бы всеми силами души,
Чтобы музыка его распространялась,
Чтоб она баюкала в тиши,
Чтобы вместе с нею улыбались,
Чтоб она печали отвела,
Напоила путника в дороге,
Он мечтал, чтоб музыка была
Утешеньем, радостью, подмогой.
Пётр Ильич родился на Урале в маленьком городке – Воткинске.
(на доске выставляется изображение города Воткинска).
Ведущий. Чайковский рос в многодетной семье.
(показ фотографии семьи Чайковского).
В семье очень любили музыку, и в доме часто устраивались любительские концерты. Маленький Петя рано научился сам сочинять музыку.
Сегодня мы с вами будем знакомиться с пьесами, которые композитор
написал для фортепиано. Эти пьесы он объединил в сборник и назвал его «Детский альбом». В то время, когда Пётр Ильич писал музыкальные пьесы для этого альбома, он жил у своей сестры в Каменке, это в Украине. У сестры были дети, которых Пётр Ильич очень любил. Когда к его племянникам приходили друзья, Пётр Ильич исполнял для них на фортепиано веселые музыкальные пьесы. Всего он сочинил тогда 24 пьесы, которые и вошли в этот сборник. Чайковский хотел, чтобы и у ребят были свои музыкальные произведения, в которых бы рассказывалось о том, как дети играют, чем занимаются в течение дня, как они слушают нянины сказки, мамины песенки. Чайковский посвятил этот альбом любимому племяннику Володе Давыдову и попросил художника нарисовать к нотам картинки, чтобы детям было еще интересней.
Показ сборника.
Откроем первую страничку и познакомимся с пьесой, которая называется «Утреннее размышление».
В этой пьесе слышна спокойная, тихая радость. Ребёнок ещё не совсем проснулся, и, лёжа, думает о предстоящем дне. Музыка пьесы наполнена светлым и серьёзным настроением, как бы предупреждая, что рассказ о детях будет идти в серьёзном тоне.
Слушание пьесы.
Откроем другую страницу альбома.
Ребенок: На своей лошадке вихрем я лечу,
Я гусаром смелым очень стать хочу.
Милая лошадка, на тебе верхом,
Я скачу по лугу лихо с ветерком.
Вызывается ребенок, который продемонстрирует, как он умеет под музыку скакать на «лошадке».
Слушание пьесы «Игра в лошадки».
Ведущий: В лошадки чаще играют мальчики. Ещё мальчики любят играть в солдатиков. Давайте послушаем «Марш деревянных солдатиков».
В этой пьеске три части. В 1 и 3 частях солдатики маршируют, а в средней части солдатики будто перестраиваются, выполняют разные команды своего командира. Ещё в 1 и 3 частях мы с вами услышим барабанную дробь. Ведь у деревянных солдатиков есть свои барабанщики, которые играют то на маленьком барабане, то на большом. Марш звучит очень легко, он игрушечный. Музыка звучит тихо, прозрачно, но отчётливо. В ней слышны ударения, акценты: солдатики хотя и деревянные, но очень смелые, решительные, отважные, шагают все в ногу, чеканя шаг. В конце марш звучит всё тише и тише: солдатики удаляются, уходят. На музыку 3 части можно предложить детям маршировать у стульчиков.
Слушание пьесы «Марш деревянных солдатиков».
Ведущий: Чайковский написал пьески и для девочек. Это «Болезнь куклы» и «Новая кукла». Обратите внимание на совершенно разный характер этих двух пьес.
Слушание пьесок.
Во время звучания второй пьесы предложить девочке танцевать с куклой, передавая радостное настроение пьесы.
Ведущий благодарит девочку за танцевальную импровизации.
Ведущий: П. И. Чайковский много путешествовал, и свои впечатления отражал в музыке. Когда он был в Неаполе, написал «Неаполитанскую песенку», а после поездки во Францию написал «Старинную французскую песенку». Неаполь – это город в Италии. В своей пьесе Чайковский очень выразительно передал черты итальянской народной музыки, звучание итальянских народных инструментов. Послушайте пьесу и скажите, какое настроение, какие чувства передает музыка.
Слушание «Неаполитанской песенки».
Ответы детей после прослушивания музыки: веселая, задорная, танцевальная.
Ведущий: Правильно. Пьеса напоминает народный итальянский танец – тарантеллу. Это быстрый, живой, жизнерадостный танец с четким ритмом, очень грациозный, изящный, задорный. Танец часто сопровождался пением.
Неслучайно пьеса называется «Неаполитанская песенка».
В Италии распространен народный инструмент кастаньеты. Они представляют собой две пластины, выдолбленные из дерева в форме раковины и связанные шнурком.
Детям демонстрируются кастаньеты.
Кастаньеты звучат очень звонко, отчетливо, подчеркивают ритм музыки, придают ей энергичный, горделивый характер. Одна пластинка пальцами ударяется о другую, и раздается щелкающий, яркий звук, немного напоминающий звучание деревянных ложек.
А теперь небольшая викторина. Ответьте на следующие вопросы:
Как называется сборник, в который вошли пьесы для детей?
Кто написал музыку «Детского альбома»?
Какие пьесы мы сегодня послушали?
Какая пьеса больше всего понравилась?
Домашнее задание будет такое: нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению.
При следующей встрече мы с вами послушаем другие пьесы из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского.