Ирина Горбовская
Ознакомление с составом числа 6 детей 5–6 лет с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
У детей 5-7 лет с ЗПР преобладает непроизвольное внимание, оно неустойчиво, и однообразная работа даже в течение непродолжительного времени приводит к утомляемости детей. Эта особенность определила в разработке моего занятия необходимость частой смены видов деятельности; а практические действия сопровождаются речью детей (при этом происходит усвоение необходимой математической терминологии).
Публикация «Ознакомление с составом числа 6 детей 5–6 лет с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Содержание занятия способствует формированию у детей с ЗПР прочных знаний и умений при ознакомлении с составом числа. Информация подается комплексно, на различных кодовых системах: словесной, предметной, рисуночной, цифровой. Задания логически связаны между собой. Закрепление полученной информации осуществляется путем преобразования выполненных занятий.
Цель: Развитие у детей познавательных интересов, мыслительных операций и речи.
Задачи:
1. Знакомить детей с составом числа 6.
2. Учить раскладывать число 6 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно целое число на конкретных предметах и числовых карточках.
3. Формировать понятие детей о переместительном свойстве сложения.
Демонстрационный материал: геометрические фигуры (маленький синий круг, три больших синих треугольника, два маленьких зеленых треугольника); фланелеграф; цифры 1,2,3,4,5,6 (два комплекта; карточка с математической записью 2+4=6.
Раздаточный материал: рабочие листы с заданиями на каждого ребенка, цветные карандаши.
Ход занятия:
Организационный момент. Игра "Назови число, которое стоит между. "(1 и 3, 5 и 3, 2 и 4, 6 и 8, 10 и 8, 3 и 1).
Основная часть.
На фланелеграфе помещены шесть геометрических фигур. Педагог вызывает к доске ребенка (опрос всех детей) :
- Что вы видите? (геометрические фигуры)
- Какие?
- Сколько всего геометрических фигур? (обозначь это количество цифрой)
- Раздели эти фигуры на две группы по форме.
- По какому признаку, свойству ты разделил геометрические фигуры на две группы? (по форме).
- Сколько кругов? Обозначь это количество цифрой (1).
- Сколько треугольников? Обозначь это количество цифрой (5).
- Сколько всего фигур? (шесть)
- Значит, шесть - это сколько и сколько? (один и пять)
- А можно ли разделить эти фигуры по-другому?
- Как ты разделил шесть фигур на две группы? (по цвету)
- Сколько фигур зеленого цвета? Обозначь это количество цифрой (2)
- Сколько фигур синего цвета? Обозначь это количество цифрой (4)
- Сколько всего фигур? (шесть)
- Значит, шесть - это сколько и сколько? (два и четыре)
- А можно ли по-другому разделить эти шесть фигур на две группы?
- Как же ты их разделил? (по размеру)
- Сколько маленьких фигур? Обозначь это количество цифрой (3)
- Сколько больших фигур? Обозначь это количество цифрой (3)
- Сколько всего было геометрических фигур? (шесть)
- Значит, шесть - это сколько и сколько? (три и три)
Вывод: (педагог выставляет цифры на фланелеграфе)
- Из каких же двух меньших чисел состоит число 6? (из 1 и 5, из 2 и 4, из 3 и 3)
Физкультминутка.
Дети делятся на две команды. Педагог показывает карточку с математической записью 2+4=6. Первая команда выполняет по команде педагога движения (подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши) столько раз, сколько указывает первое число записи. Затем вторая команда выполняет движения (топнуть ногой, присесть) столько раз, сколько указывает второе число записи. После этого все дети выполняют 6 движений (2 раза приседают, 4 раза топают ногой).
Работа с раздаточным материалом (печатный лист) :
1. Работа на клетчатом поле.
1.1. Вспомните, на какие две группы мы делили шесть геометрических фигур по форме и изобразите в первом ряду сверху с помощью двух карандашей - красного и синего.
1.2. А по цвету, на какие две группы делили шесть геометрических фигур? Изобразите это во втором ряду клеток с помощью красного и синего карандашей.
1.3. По размеру, на какие две группы делили шесть геометрических фигур? Изобразите это в третьем ряду клеток с помощью красного и синего карандашей.
2. Игра "Закончи фразу"
Педагог: "Шесть - это один и. ; шесть - это два и. ; шесть - это три и. "
3. Работа с "Домиком" - рассели жильцов (у каждого ребенка все тот же печатный лист с заданиями)
- Какое число живет в этом домике? (шесть)
- Как вы догадались? (на крыше домика шесть точек)
- Дорисуйте точки в пустых клетках, чтобы в соседний квартирах вместе на каждом этаже было по шесть жильцов (опрос после выполненной работы)
4. Построение числовых фигур по заданным цифрам.
- Назовите цифры на карточках слева. Замените цифры числовыми фигурами, как показано на верхней карточке (дети выполняют задание).
- Расскажите, как вы узнали, сколько точек нарисовать в каждой клетке?
Итог занятия.
Обобщающие вопросы по теме занятия.